Ремонт основных деталей коробки передач
автомобилей КрАЗ-256, КрАЗ-256Б, КрАЗ-257, КрАЗ-258
Изношенные детали коробки передач, как
правило, не поддаются восстановлению. Поэтому ремонт коробки передач
сводится в основном к замене изношенных или поврежденных деталей новыми.
Характерными дефектами картера коробки передач являются трещины, обломы,
срывы резьб в резьбовых отверстиях и износ посадочных поверхностей в
отверстиях под подшипники. Способы восстановления и технологические
приемы ремонта картеров коробок с этими дефектами аналогичны для всех
марок автомобилей и достаточно подробно изучены и изложены в других
пособиях, поэтому повторять эти способы и приемы нет необходимости.
Иногда после длительной работы коробки передач наблюдаются случаи износа
поверхности картера торцом блока шестерен заднего хода. В этом случае на
место выработки картера необходимо установить шайбу толщиной,
соответствующей величине выработки, и в нескольких местах по периметру
приварить ее к картеру.
Номинальные и предельно допустимые размеры основных деталей коробки
передач приведены в табл. 14.
Основными дефектами шестерен являются износ зубьев по толщине S (см.
рис. 99), длине (для шестерен первой передачи и заднего хода),
выкрашивание, изломы и сыпь. Допустимые износы по толщине S зубьев
приведены в табл. 15.
Часто встречающимся дефектом коробки передач является разрушение упорной
шайбы шестерни пятой передачи. При изготовлении упорной шайбы следует
выполнять требования, данные на рис. 88. Материал шайбы — сталь 12ХН2.
Элементы наружных зубьев шайбы следующие:
Число зубьев.........18
Модуль, мм..........4,25
Угол профиля режущего инструмента . . .20°
Высота головки зуба, мм..... .0,75
Полная высота зуба, мм 3,2
Толщина зуба по дуге делительной окружности (теоретическая),
мм........6,676
Поверхности 1 (см. рис. 88) должны быть плоскими.
Отклонение не более 0,04 мм.
После окончательного изготовления шайбы ее подвергают цианированию на
глубину слоя 0,3—0,4 мм. Твердость после цианирования должна быть HRC
56—63. Устанавливать нетер-мообработанные шайбы запрещается.
Шестерни второй, третьей и пятой передач ведомого вала в результате
разрушения игольчатых подшипников могут иметь вмятины и неравномерный
износ рабочей поверхности зубьев. В этих случаях шестерни заменяют
новыми. Допускается установка шестерен для дальнейшей эксплуатации, если
раковистая сыпь охватывает не более 20% рабочей поверхности зубьев.
Шестерни ведущего и ведомого валов могут иметь износ внутренних зубьев
(по толщине зуба и по длине с торца включения). Износ по длине
допускается до размера зуба 7,5 мм. Шестерни коробки передач допускаются
к сборке, если их зубья имеют износы не более, указанных в табл. 15.
Износ шлицев ведущего вала допускается до 5,7 мм (номинальный размер
5,9+0,05 мм). Смятие или скручивание шлицев не допускается. Износ шлицев
ведомого вала допускается в пределах 0,12—0,16 мм.
Износ щек вилок переключения передач по толщине допускается до размера
10 мм. Щеки должны лежать в одной плоскости и быть перпендикулярны к оси
отверстия с точностью до 0,2 мм.
Износ зубьев каретки синхронизатора (по длине) со стороны включения
допускается до размера зуба 8 мм. Износ шлицев синхронизатора второй и
третьей передач (по толщине) допускается до размера 6,25 мм при замере
на расстоянии 2,35 мм от вершины. Износ шлицевого отверстия
синхронизатора четвертой и пятой передач (по внутреннему диаметру)
допускается до 50,127 мм, разработка впадины по ширине — до размера 14,2
мм. При определении степени износа бронзовых конусных колец
обойм синхронизаторов пользуются сопрягаемыми с
ними конусными поверхностями соответствующих валов и шестерен. При
насаживании кольца или шестерни на вал замеряют зазор между торцом зуба
и обоймой синхронизатора. Износ конусного кольца считается в пределах
допустимого, если зазор между торцом зуба и обоймой не менее 1,5 мм.
Износ выточки муфты синхронизатора под вилку допускается до размера
11,76 мм. При ослаблении муфты на каретке синхронизатора негодные штифты
высверливают, ставят новые и запаивают их латунью. Место пайки зачищают.
Износ шлицев фланца крепления карданного вала (по ширине) допускается до
размера 9,2 мм, износ шейки под сальник — до диаметра 69,6 мм.
Допускается: износ нижнего шарового конца рычага переключения передач до
размера 18,65 мм; износ сферической поверхности верхнего шарового упора
до размера 35,2 мм: износ
отверстия в верхнем шаровом упоре под штифт (по ширине) до размера 10,6
мм.
Рис. 88. Шайба упорная шестерни пятой передачи
ведомого вала