Ремонт деталей системы смазки двигателя ЯМЗ-238
автомобилей КрАЗ-256, КрАЗ-256Б, КрАЗ-257, КрАЗ-258 - часть 1
Масляный насос. Перед разборкой насос проверяют на стенде. Ввиду
того, что специальных стендов для проверки масляного насоса двигателя
ЯМЗ-238 промышленность не выпускает, а проверяют и испытывают масляный
насос на стендах собственного изготовления, необходимо, чтобы эти стенды
обеспечивали число оборотов ведущего вала масляного насоса 3100 об/мин и
разряже-ние на всасывании 90—110мм рт. ст., т. е. чтобы бак для забора
масла находился ниже всасывающей полости насоса на 1250 — 1500 мм.
Проверяют и испытывают масляный насос с применением дизельного масла
Дп-11 (ГОСТ 5304—54) или ДС-11 (ГОСТ 8581—63). Температура масла должна
быть 75—85°С.
При проверке на стенде производительность главной секции насоса должна
быть 105—140 я/мин при давлении масла на выходе 6 ±0,5 кГ/см2.
Производительность радиаторной секции должна быть не менее 25 л/мин при
давлении масла на выходе 0,2—0,5 кГ/см2.
Если при проверке на стенде масляный насос не соответствует указанным
параметрам или при этом обнаружены стуки, заклинивания клапанов и течь
масла в соединениях, масляный насос разбирают и ремонтируют.
Порядок разборки и сборки масляного насоса следующий (рис. 51).
Отвернуть болты креплення н снять всасывающую и отводящие трубки вместе
с прокладками фланцев.
Вывернуть редукционный и предохранительный клапаны вместе с корпусами.
При помощи съемника снять ведомую шестерню 31 привода масляного насоса и
извлечь сегментную шпонку 32.
Отвернуть болт 6 н снять ось 5 промежуточной шестерни.
Отвернуть болты 24 масляного насоса, снять корпус 16 радиаторной секции
и осторожно снять ведущую шестерню 10, чтобы не потерять стопорный шарик
11, снять ведомую шестерню 15.
Спять проставку 14, извлечь из корпуса ведущий валик 13 и ось 23 ведомых
шестерен, спрессовать ведомую 25 и ведущую 9 шестерни нагнетающей
секции.
На торцовых поверхностях проставки 14 масляного насоса не должно быть
глубоких задиров; при наличии задиров поверхность шлифуют.
Ведущие и ведомые шестерни нагнетающей и радиаторной секций при
установке их в гнезда корпусов должны утопать относительно торцов
корпусов не более чем на 0,2 мм. При большем утопанни шестерен
прошлифовать корпусы 7 и 16 со стороны проставки.
Неплоскостность поверхностей корпусов секций допускается не более 0,03
мм.
Радиальный зазор между гнездами корпусов и наружным диаметром шестерен
не должен быть более 0,3 мм.
Допускается износ:
отверстий втулок корпусов нагнетающей и радиаторной секций до диаметра
16,1 мм;
валика масляного насоса и оси ведомых шестерен до диаметра 15,95 мм;
оси промежуточной шестерни до диаметра 34,92 мм;
отверстия втулки промежуточной шестерни до диаметра
35,06 мм.
На шестернях масляного насоса не должно быть
глубоких за-диров как на рабочих поверхностях зубьев, так и на торцовых
поверхностях.
Собирают насос в последовательности, обратной разборке, с соблюдением
следующих требований.
Ведущую и ведомую шестерни нагнетающей секции запрессовывают на валик и
ось так, чтобы расстояния от торцовой поверх-пости валика или оси до
торцовой поверхности шестерен было для ведущей шестерни — 52±0,2 мм (со
стороны длинной шейки), для ведомой шестерни — 21 ±0,2 мм (со стороны
короткой шейки).
После соединения секций стяжными болтами ведущий валик масляного насоса
должен вращаться плавно, без заеданий, от усилия руки. В случае тугого
вращения допускается установка прокладок между торцами корпусов и
проставкой. В этом случае зазор между проставкой и горцами шестерен не
должен превышать 0,2 мм.
Ведомую шестерню 31 привода масляного насоса напрессовывают на ведущий
валик 13 так, чтобы зазор между торцом ступицы шестерни и корпусом был в
пределах 0,5— 1 мм.
Боковой зазор в зацеплении шестерен привода масляного насоса должен быть
не более 0,6 мм.
Момент затяжки болта в оси промежуточной шестерни — 4 — 5 кГм.