КАЗ-606А, КАЗ-608. Контрольно-измерительные
приборы - часть 2
Указатель температуры охлаждающей жидкости УК200
в системе охлаждения двигателя расположен также на щитке приборов и
работает в комплекте с датчиком ТМЗ (или ТМЮ1), установленным в головке
цилиндров.
Когда датчик омывается холодной водой, пластина 7 (рис. 174)
разогревается под действием тока медленно, а остыв-ает после размыкания
контактов быстро. В этом случае время замкнутого состояния контактов
велико, а среднее значение тока и нагрев пластины 3 указателя достигают
больших значений.
Когда нагретая вода сообщает датчику дополнительное тепло, пластина 7
нагревается током быстрее и медленнее охлаждается. В результате контакты
дольше разомкнуты, чем замкнуты. Уменьшение среднего значения тока
создает меньший нагрев пластины 3 указателя. Стрелка указателя при этом
(в отличие от УК201) перемещается по шкале в сторону больших показаний.
До включения зажигания стрелка находится в конце шкалы за делением 110°.
При включении зажигания она перемещается влево, к началу шкалы, а затем
по мере нагрева воды перемещается вправо.
Шкала прибора имеет деления, соответствующие 40—80—100— 110°С.
Спидометр СП201, устанавливаемый на
автомобиле-тягаче КАЗ-608, содержит скоростной узел, показывающий
скорость движения автомобиля в км/ч, и счетный узел, показывающий
суммарный пробег автомобиля.
Механизм спидометра приводится во вращение гибким валом типа ГВ28-В от
ведомого вала коробки передач, через закрепленный на ней редуктор.
В скоростном узле вращение двухполюсного постоянного магнита индуктирует
вихревые токи в чашеобразной детали (называемой картушкой), посаженной
на ось. В результате взаимодействия этих токов и магнита картушка
увлекается во вращательное движение, которому, однако, препятствует
спиральная пружина. Чем быстрее вращается магнит, тем больше создаваемый
обоими магнитными полями крутящий момент, преодолевающий момент
сопротивления пружины, тем больше будут и угол поворота картушки и
отклонение связанной с ней стрелки прибора.
Шкала спидометра СП201 имеет деления 0—20—40—60—80— 100 и 120 км/ч.
Счетный узел имеет шесть барабанчиков с цифрами от 0 до 9 на ободке
каждого из них; каждый барабанчик имеет 20 зубьев (ведомых) на правом
торце и два (ведущих) зубца на левом торце. Каждые два смежных
барабанчика связаны между собой маленькой шестерней-трибкой, имеющей
шесть зубцов на правом торце и шесть или восемь — на левом. Шаг
зацепления двузубец
также равен шагу зацепления трибки. Все барабанчики
свободно посажены на одной оси, все трибки — на другой.
Червячная пара вращает правый барабанчик, который за время одного
оборота своим двузубцем только 1 раз входит в зацепление с трибкой и
поворачивает ее на два зуба (1/3 оборота). Трибка, находящаяся в
постоянном зацеплении со следующим барабанчиком, расположенным слева от
нее, в свою очередь поворачивает его на два зуба, т. е. на 1/10 оборота.
Благодаря такой системе каждый последующий барабанчик делает один оборот
за десять оборотов предыдущего.
Первый барабанчик (правый) показывает Ум километра; крайний левый —
десятки тысяч километров.
Спидометр расположен на автомобиле КАЗ-608 на панели приборов кабины, с
левой стороны руля.
Манометр пневматического тормозного привода
(типа МД213) расположен на автомобиле-тягаче КАЗ-608 на левом краю
панели приборов, рядом со спидометром. Манометр МД213 двухстрелочный:
верхняя стрелка показывает давление в воздушных баллонах, нижняя —
давление в тормозных камерах. Воздух подается к манометру через два
штуцера, расположенных на задней стенке прибора, по двум трубопроводам.
Деления обеих шкал соответствуют О—2—4—6—8—10 кГ/см2. Манометр соединен
с пневматической системой тормозов металлическими трубопроводами и
гибкими резиновыми шлангами; последние необходимы при опрокидывающейся
кабине.
Для контроля давления в пневматической системе на автомобиле-тягаче
КАЗ-606А устанавливается манометр МД1-Б, расположенный на панели
приборов. Воздух подводится с помощью металлического трубопровода и
штуцера.
На автомобиле-тягаче КАЗ-606А устанавливается щиток приборов КП5-Е. На
щитке смонтированы указатель уровня топлива УБ26-А, работающий с
датчиками БМ19-А, указатель давления масла УК.28 (работающий с датчиком
ММ9), указатель температуры УК202 (датчик ТМЗ), амперметр АП6-Е,
спидометр СП24-А и контрольные лампы дальнего света фар и указателей
поворотов.
Спидометр этого автомобиля также приводится в действие гибким валом типа
ГВ28-В. Принцип действия и конструкция спидометра, указателей уровня
топлива, давления масла и температуры воды аналогичны соответствующим
приборам, применяемым на автомобиле-тягаче КАЗ-608. Шкала спидометра
имеет деления до 100 км/ч.
Амперметр типа АП6-Е контролирует работу
источников тока. Стрелка амперметра жестко связана с якорьком из мягкого
железа. Ток, проходящий через П-образную стойку (основание), создает
активное магнитное поле, стремящееся повернуть якорек на 90°. Момент
сопротивления создается полем постоянного магнита. Результат сложения
обоих полей определяет положение якорька и стрелки.
Отклонение стрелки вправо от нуля соответствует
величине зарядного тока аккумуляторной батареи; отклонение влево —
величине разрядного тока. Шкала имеет деления 20—10—0—10—20 а.