Электродвижущая сила полностью заряженного
свинцово-кислотного аккумулятора равна 2,1 в.
Таким образом, э. д. с. заряженной батареи с номинальным напряжением 6
в, состоящей из трех элементов, будет приблизительно 6,3 в. Таковым
будет показание вольтметра, когда потребители не включены. Когда
потребители электроэнергии включены, в батарее образуется внутреннее
падение напряжения, пропорциональное силе тока, и напряжение на зажимах
аккумуляторной батареи становится меньше.
Для проверки состояния аккумулятора под нагрузкой пользуются нагрузочной
вилкой 3 (рис. 152).
Заостренные ножки этого прибора соединены малым сопротивлением 2,
рассчитанным таким образом, что при нормальном напряжении аккумулятора
через него проходит ток порядка 100—150 а. Параллельно сопротивлению
включен вольтметр 4 с двусторонней шкалой.
Острые концы ножек крепко прижимают к полюсам аккумулятора 1. При этом
вольтметр должен показывать не менее 1,7—1,8 в и это напряжение должно
стабильно держаться в течение 5 сек. Если напряжение меньше 1,7 в
(точнее эта цифра указана в инструкции к нагрузочной вилке и зависит от
величины сопротивления) или показание вольтметра бистро падает, то
аккумулятор разряжен или неисправен.
При обнаружении неисправности хотя бы одного элемента батарею следует
поставить на заряд и проверку. Рекомендуется периодически,
приблизительно 1 раз в месяц, проверять аккумуляторную батарею
нагрузочной вилкой. При этом нужно соблюдать следующие предосторожности:
а) пробки крышек должны быть ввинчены;
б) не следует проверять элемент вилкой более 5 сек во избежание
чрезмерного разряда;
в) проверять нагрузочной вилкой необходимо все элементы батареи, иначе
проверенные элементы окажутся более разряженными, чем непроверенные;
разная степень заряда в батарее нежелательна.