КАЗ-608. Распределитель гидроусилителя руля

  Главная      Автомобили - КАЗ     Автомобили КАЗ «Колхида» (Батиашвили С.М.) - 1970 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

 

 

 

КАЗ-608. Распределитель гидроусилителя руля

 

 

Распределитель (рис. 102) гидроусилителя встроен в продольную рулевую тягу. Корпус 3 распределителя выполнен за одно целое с наконечником тяги и соединен с тягой 12 болтами 34. Внутренняя поверхность корпуса обработана с высокой степенью точности. В корпусе помещен золотник 10, также точно обработанный. Между тремя поясками золотника в корпусе образованы две кольцевые камеры а и б, соединенные шлангами высокого давления с соответствующими полостями А и Б исполнительного (силового) цилиндра усилителя.
 

 

 

 

 

Рис. 102. Шарнир продольной тяги, распределитель и цилиндр гидроусилителя:
1 — масленка; 2 и 15 — пробки; 3 — корпус; 4 — стакан; 5— палец; 6 — сухарь; 7 — пружина шарнира; 8, 25 и 35 — гайки; 9— стопорное кольцо; 10 - золотник; 11, 19 и 21— шайбы; 12 — продольная рулевая тяга; 13, 26 и 33 — шплинты; 14 — стопорная планка;
16 — уплотнитель; 17—ограничитель сжатия пружины; 18 и 22— шпильки; 20—манжеты; 23— центрирующая пружина; 24 — головка штока; 27—муфта; 28— шток; 29 в 32 — уплотнительные кольца; 30 — цилиндр; 31 — сальник; 34 — болт

 

 

 

 

 

В корпусе распределителя выполнены три канавки-окна. Среднее окно немного шире среднего пояска золотника; ширина крайних окон корпуса меньше ширины крайних поясков золотника.

Когда золотник занимает в корпусе такое положение, при котором пояски не перекрывают окон, считают, что золотник находится в среднем положении. В корпусе распределителя против среднего окна сделано отверстие, в которое ввертывают штуцер шланга низкого давления (сливной магистрали). К, крайним окнам корпуса подается жидкость от насоса по шлангу высокого давления.

По обеим сторонам золотника установлены резиновые уплотнительные манжеты 20. Передняя манжета опирается на шайбу 19 и удерживается в корпусе стопорным кольцом. Другая манжета упирается в шайбу 21, зажатую между корпусом распределителя и тягой. Пространства между манжетами и наружными торцами крайних поясков золотника называют реактивными камерами. Отверстиями (диаметром 0,8 мм), выполненными в крайних поясках, реактивные камеры соединены с камерами а и б распределителя.

Золотник соединен со стаканом 4 шарнира продольной рулевой тяги шпилькой 18. Стакан может перемещаться в наконечнике тяги на 1,8—2,0 мм от среднего положения в каждую сторону, чем обеспечивается необходимое перемещение золотника относительно корпуса распределителя. Максимальное перемещение золотника (а следовательно, и стакана) назад определяется конструктивными размерами деталей; перемещение золотника от среднего положения вперед регулируют резьбовой пробкой 2 тяги и оно должно составлять также 1,8—2,0 мм.

В золотник ввернута шпилька 22, на которую между шайбами

11 установлена центрирующая золотник пружина 23 ( Центрирующая пружина устанавливалась в распределителях первых выпусков автомобилей-тягачей КАЗ-608.). При сборке распределителя гайку 35 шпильки завертывают так, чтобы расстояние X между наружными торцами шайб составляло 31+0,1 мм. Это обеспечивает силу предварительного сжатия пружины около
20 кГ и исключает свободный ход золотника без сжатия пружины.

Центрирующая пружина стремится установить золотник в корпусе распределителя в среднее положение, уменьшая вероятность включения (чувствительность) усилителя при случайных ударах колес о неровности дороги и возникновения при этом виляния управляемых колес.

В канале корпуса распределителя между напорной и сливной магистралями установлен шариковый клапан 15 (рис. 103), который служит для сообщения напорной магистрали со сливной при работе рулевого управления без гидроусилителя.

Силовой цилиндр гидроусилителя проушиной днища (см. рис. 102) крепится к кронштейну, установленному на продольной

балке рамы. Внутри цилиндра 30 помещен поршень, выполненный за одно целое со штоком 28. Уплотнение поршня в цилиндре обеспечивается двумя резиновыми кольцами, установленными в канавках поршня.

В шток ввернута головка 24, шарнирно соединенная с продольной рулевой тягой. Положение головки в штоке фиксируют гайкой. Шток перемещается в направляющей муфте 27, закрепленной в цилиндре гайкой 25. Уплотнение штока достигается сальником 31 и двумя резиновыми кольцами 32, уплотнение направляющей муфты — двумя резиновыми кольцами 29.

В днище и стенке цилиндра имеются отверстия, в которые ввертывают штуцера трубопроводов высокого давления.

Внутренний диаметр цилиндра — 64 мм; диаметр штока — 26 мм. Максимальный ход штока от упора в днище до упора в направляющую муфту — 240 мм.

При работающем насосе жидкость непрерывно циркулирует в системе по замкнутому контуру: насос, распределитель, бачок насоса. Проходя в распределителе через щели между поясками

золотника и окнами корпуса, жидкость теряет энергию и ее давление уменьшается.

 

 

 

 

 

Рис. 103. Схема гидроусилителя рулевого управления:
I — при повороте налево; II — при повороте направо; III — при прямолинейном движении;
1 — рулевое колесо; 2 — сапун; 3 и 5 — фильтры; 4 и 8 — перепускные клапаны; 6 — бачок; 7—ротор; 9 — предохранительный клапан; 10, 11 и 12 — калиброванные отверстия; 13, 21 и 22— магистрали высокого давления; 14 — корпус распределителя;
15 - шариковый клапан; 16 — золотник; 17 — центрирующая пружина; 18 — продольная рулевая тяга, 19 — цилиндр; 20 — поршень; 23 — сливная магистраль; 24 — сошка;
А и Б — полости цилиндра; а и б — камеры распределителя

 

 

 

 

 

 

При положении колес, соответствующем прямолинейному движению, под действием центрирующей пружины и давления жидкости в реактивных камерах золотник занимает в корпусе среднее положение. При этом положении золотника жидкость подводится под давлением к обеим крайним кольцевым канавкам — окнам корпуса, проходит в камеры а и б (см. рис. 103), из которых поступает в среднюю канавку корпуса и далее сливается в бачок. Пояски золотника 16 перекрывают окна корпуса неодинаково. Вследствие этого в камерах а и б распределителя устанавливаются разные давления, которые передаются в соответствующие полости силового цилиндра 19: в полости А цилиндра давление устанавливается меньше, чем в полости Б. Этим обеспечивается равенство сил, действующих на поршень с обеих сторон, так как активная площадь поршня в полости Б меньше, чем в полости А.

При повороте рулевого колеса в ту или другую сторону центрирующая пружина сжимается и золотник выводится из среднего положения. Если поворот осуществляется направо, то золотник изолирует камеру а от действия высокого давления и она, а также полость А силового цилиндра остаются соединенными только со сливной магистралью. Одновременно камера б изолируется от сливной магистрали. Давление жидкости в камере б и полости Б силового цилиндра возрастает. Равновесие сил, действующих на поршень силового цилиндра 19, нарушается и поршень, действуя через шток на продольную рулевую тягу, осуществляет поворот управляемых колес. При этом жидкость под давлением поступает в полость Б силового цилиндра, а из полости А она вытесняется поршнем в сливную магистраль и далее в бачок.

Поворот управляемых колес сопровождается перемещением корпуса распределителя в сторону перемещения золотника (обратная связь). В тот момент, когда золотник относительно корпуса займет среднее положение, поворот управляемых колес прекращается. Угол поворота управляемых колес будет соответствовать углу поворота рулевого колеса.

Давление жидкости в рабочей полости силового цилиндра будет тем больше, чем больше сопротивление повороту управляемых колес.

Аналогично происходит работа распределителя при повороте налево. В этом случае жидкость под давлением поступает в полость А силового цилиндра, а полость Б соединяется только со сливной магистралью. (Положение золотника в корпусе распределителя при поворотах показано в верхней части рис. 103).

В реактивных камерах давление жидкости всегда такое же, как в камерах а и б распределителя. Перепад давлений в камерах а я б тем больше, чем больше сопротивление повороту управляемых колес. Этот перепад давлений создает действующую на золотник осевую силу, передаваемую от золотника через сошку и рулевую передачу на рулевое колесо. Вследствие этого нагрузка на рулевое колесо увеличивается пропорционально сопротивлению поворота управляемых колес, что создает у водителя «чувство дороги». Реактивные камеры выполняют также функции гидравлических гасителей, препятствующих колебаниям управляемых колес.

Для .поворота управляемых колес при неработающем усилителе водитель вынужден прикладывать к рулевому колесу значительно большие усилия, и затрата энергии на управление автомобилем возрастает. При этом затрачивается энергия на перекачивание жидкости из одной полости рабочего цилиндра в другую и резко возрастает свободный ход рулевого колеса (за счет перемещения золотника в корпусе распределителя). Жидкость из одной полости силового цилиндра вытесняется в другую его полость через разгрузочный шариковый клапан 15.

При криволинейном движении автомобиля по траектории с постоянным радиусом золотник распределителя устанавливается в среднее положение. В этом случае в полостях Л и £ силового цилиндра устанавливаются разные давления, что обусловливает появление на штоке цилиндра силы, удерживающей колеса в повернутом положении.

Усилитель рулевого управления способствует поглощению толчков и ударов, возникающих в рулевом управлении при наезде колес на неровности дороги. При толчке происходит смещение корпуса 14 относительно золотника 16, вследствие чего давление в одной из полостей силового цилиндра увеличивается. Это противодействует повороту колес от толчка.

Для разгрузки рулевого привода от усилий со стороны силового цилиндра, а также разгрузки насоса усилителя после поворота управляемых колес на максимальный угол в рулевом управлении предусмотрено ограничение максимального угла поворота сошки болтами 3 (см. рис. 97).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..