Привод выключения сцепления автомобиля КАЗ-608 — гидравлический. Он
включает в себя главный цилиндр и исполнительный цилиндр, а также
трубопроводы и гибкие шланги, соединяющие оба цилиндра.
Кроме того, для уменьшения усилия на педали, необходимого для ее
удержания при выключенном сцеплении, в приводе применена сервопружина.
Корпус главного цилиндра 3 (рис. 73) отлит из чугуна. В нем выполнены
две полости, соединенные двумя отверстиями: перепускным Б и
компенсационным А.
Верхняя полость, представляющая собой резервуар для жидкости, закрыта
крышкой, установленной на уплотнительной прокладке. В крышке имеется
отверстие, служащее для заполнения привода жидкостью. Отверстие закрыто
пробкой 4, под фланцем которой поставлена уплотнительная прокладка. В
пробке просверлены отверстия, соединяющие резервуар с атмосферой. Во
избежание выплескивания жидкости через отверстия пробка снабжена
отражателем.
Нижняя полость корпуса выполнена в виде цилиндра. В ней помещен поршень
6. Во внутреннюю полость поршня входит шаровая головка толкателя 7,
связанного через тягу, рычаг 9 и вал с педалью сцепления. На толкателе и
корпусе главного цилиндра укреплен защитный резиновый чехол 30.
Направляющий фланец поршня главного цилиндра имеет резиновое
уплотнительное кольцо. Для удержания поршня в цилиндре служит упорная
шайба 28, закрепленная замочным кольцом 29.
В головке поршня выполнено шесть отверстий В, которые перекрываются
лепестками пластинчатой пружины 31, выполненной в виде звездочки. К
головке поршня пружиной 26 прижата резиновая манжета 5.
В торце цилиндра установлен резиновый обратный клапан 24, нагруженный
возвратной пружиной 26. Отверстие в клапане перекрыто перепускным
клапаном 25, прижимаемым к седлу пружиной 27.
Исполнительный цилиндр имеет чугунный литой корпус, укрепленный с
помощью кронштейна на картере коробки передач. В цилиндре установлен
поршень 13, передающий через шток 18 и вилку 20 усилие на рычаг 22 вилки
выключения сцепления. К днищу поршня пружиной 11 прижата уплотнительная
резиновая манжета 12. Резиновый защитный чехол 17 цилиндра закреплен на
штоке н в корпусе. Под действием оттяжной пружины 23 шток поршня
упирается в шайбу 14, укрепленную в цилиндре гайкой 15. В корпус
исполнительного цилиндра ввернут перепускной клапан 10.
При отпущенной педали сцепления поршень 6 гласного
цилиндра прижимается пружиной 26 к упорной шайбе 28 Между поршнем и
толкателем 7 имеется зазор. Полость цилиндра перед поршнем сообщается с
резервуаром через компенсационное отверстие А, находящееся рядом с краем
манжеты 5. Компенсационное отверстие обеспечивает возможность изменения
объема жидкости в системе вследствие колебаний температуры жидкости или
ее утечки.
При нажатии на педаль сцепления поршень 6 перемещается в главном
цилиндре, сжимая пружину 26. В начальный момент движения поршня край его
манжеты перекрывает компенсационное отверстие А, изолируя полость
цилиндра от резервуара, н жидкость из главного цилиндра вытесняется в
трубопроводы и исполнительный цилиндр через перепускной клапан 25.
Поступающая в исполнительный цилиндр жидкость перемещает его поршень 13.
В начальный момент движения поршня выбирается зазор между подшипником
муфты выключения и рычагами выключения, а затем рычаги отводят нажимный
диск от ведомого диска. Усилие пружин сцепления через жидкость в приводе
воспринимается ногой водителя.
Сцепление включают плавным опусканием педали. При снятии усилия с педали
она и поршни обоих цилиндров возвращаются в исходное положение. Жидкость
из исполнительного цилиндра вытесняется в главный цилиндр через обратный
клапан 24. Пружина 26 закрывает этот клапан при остаточном давлении
жидкости в исполнительном цилиндре и трубопроводах, равном примерно
1 кГ/см2. Остаточное давление жидкости обеспечивает плотное прилегание
манжеты к стенке исполнительного цилиндра и уменьшает вероятность
попадания воздуха в привод.
Для обеспечения полноты включения сцепления поршень главного цилиндра
должен возвратиться в исходное положение, при котором компенсационное
отверстие А соединяет полость цилиндра перед поршнем с резервуаром.
Возвращение поршня в исходное положение обеспечивается зазором между
днищем и толкателем в 0,5—1,0 мм.
При резком отпускании педали сцепления вследствие вязкости жидкости и
значительного сопротивления трубопроводов привода заполнение главного
цилиндра жидкостью из магистрали отстает от перемещения поршня. В
цилиндре возникает разрежение, под действием которого жидкость из
резервуара через перепускное отверстие Б и через отверстия В в поршне
устремляется в цилиндр, отжимая края манжеты 5. Этим предотвращается
попадание воздуха в привод. Поступающая затем жидкость из
исполнительного цилиндра в главный цилиндр вытесняет из последнего
избыток жидкости через компенсационное отверстие в резервуар.