КАЗ-608. Ограничители максимального числа
оборотов коленчатого вала двигателя
На двигателе автомобиля КАЗ-608 установлен
пневмоцентробежный ограничитель максимального числа оборотов. Он состоит
из двух механизмов: центробежного датчика, установленного на крышке
распределительных шестерен и приводимого в
действие от распределительного вала, и
диафрагменного исполнительного механизма, воздействующего на дроссели
карбюратора.
Датчик (рис. 63) состоит из трех основных частей: корпуса,
крышки и ротора 3. В роторе размещены клапан 5, седло 6 клапана, пружина
4 и регулировочный винт 2. Доступ к регулировочному винту осуществляется
через отверстие в корпусе датчика, закрытое пробкой.
Полая ось 1 ротора вращается в металлокерамической пористой втулке, для
смазки которой предусмотрен фитиль, пропитанный маслом. В пластмассовой
крышке установлен сальник. Датчик трубопроводами 7 и 8 соединен с
полостью над диафрагмой исполнительного механизма и воздушным патрубком
карбюратора.
Диафрагма 12 исполнительного механизма связана с осью 16 дросселей тягой
13 и двуплечим рычагом 15. К другому плечу рычага присоединена пружина
14, стремящаяся открыть дроссели и опустить диафрагму в нижнее
положение. Поддиафрагменная полость исполнительного механизма соединена
каналом 19 с воздушным патрубком карбюратора. Полость исполнительного
механизма над диафрагмой сообщается каналом 11 через жиклеры 17 и 18 с
одной из смесительных камер карбюратора.
Когда обороты коленчатого вала двигателя меньше максимальных, на которые
отрегулирован ограничитель, центробежные силы,
действующие на клапан датчика, недостаточны, чтобы
преодолеть сопротивление пружины 4 и посадить клапан 5 в седло 6. При
этом вследствие связи полости воздушного патрубка карбюратора со
смесительной камерой через отверстие 9, трубопровод 8, отверстие седла 6
клапана, канал оси ротора, трубопровод 7, канал 11 и жиклеры 17 и 18 в
смесительную камеру проходит воздух. Так как полости Л и Б по сторонам
диафрагмы связаны между собой каналом 11, на диафрагму действует
незначительная разность давлений, и она занимает нижнее положение.
При достижении
коленчатым валом максимального числа оборотов клапан 5 под действием
центробежной силы преодолевает сопротивление пружины и садится в седло,
прекращая тем самым движение воздуха через датчик. Разрежение в полости
А над диафрагмой, связанной через канал 11 и жиклеры 17 и 18 со
смесительной камерой, при этом резко возрастает.
Под действием возросшей разности давлений диафрагма прогибается вверх,
преодолевая сопротивление пружины 14 и прикрывая дроссели. Количество
поступающей в цилиндры двигателя горючей смеси при этом уменьшается, в
результате чего число оборотов коленчатого вала не будет увеличиваться.
Кулачковая муфта 20 позволяет исполнительному механизму повернуть ось 16
с закрепленными на ней дросселями независимо от положения приводного
рычага 21.
Максимальное число оборотов коленчатого вала двигателя, на которое
отрегулирована пружина клапана датчика, — 3100 — 3200 об/мин.
При закрытии клапана 5 датчика на разрежение в полости Б исполнительного
механизма влияют ее соединение через канал 19 с воздушным патрубком и
размеры жиклеров 17 и 18. Последние выбраны такими, чтобы разрежение в
полости Б обеспечивало прикрытие дросселей и ограничение максимальных
оборотов на различных режимах работы двигателя.
Рис. 63. Ограничитель максимального числа
оборотов коленчатого вала двигателя КАЗ-608:
1 — ось ротора; 2 — винт; 3 — ротор; 4 — пружина клапана; 5 — клапан; 6
— седло;
7 и 8 — трубопроводы; 9 и 10 — отверстия; 11 и 19 — каналы; 12 —
диафрагма; 13 — тяга диафрагмы; 14 — пружина рычага; 15 — рычаг; 16 —
ось дросселей; 17 и 18 — жиклеры: 20 — кулачковая муфта; 21 — рычаг; А и
Б — полости