Система смазки двигателя комбинированная. Масло под давлением подается к
коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, подшипникам
распределительного вала, промежуточному валику привода распределителя
зажигания и шестерням привода распределительного вала. Цилиндры,
поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, толкатели,
направляющие стержней клапанов смазываются разбрызгиванием и самотеком.
Масло заливается в картер двигателя через маслоналивную горловину и
контролируется маслоизмерительным стержнем, который имеет метки: 4/4,
2/4 и 0.
Давление масла в системе проверяется по указателю давления, который
установлен на панели приборов щитка водителя, а датчик указателя включен
в масляную магистраль.
При работе двигателя (рис. 40) масло, находящееся в
картере, засасывается верхней секцией шестеренчатого насоса 9 через
сетчатый фильтр маслоприемника 11. Из насоса масло под давлением
поступает в канал, выполненный в блоке, и оттуда в фильтр
4 грубой очистки масла, который включен последовательно для прохождения
через него всего масла, подаваемого насосом. Масло, пройдя фильтр грубой
очистки, разделяется на два потока: большая часть масла поступает в
главную масляную магистраль 6, а меньшая часть (3—5%) — в фильтр 3
тонкой очистки. После тонкой очистки масло по каналу в корпусе фильтров
стекает в картер. При засорении фильтра грубой очистки, а также при
большой вязкости масла оно поступает в главную магистраль, минуя фильтр,
через перепускной клапан 2. Из главной масляной магистрали масло по
отверстиям в блоке поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и
подшипникам распределительного вала. От коренных подшипников коленчатого
вала масло подается через отверстия в его шейках и щеках к шатунным
подшипникам. Из канала среднего коренного подшипника масло поступает к
валику привода распределителя зажигания.
Давление масла в системе смазки ограничивается редукционным клапаном 10,
отрегулированным на давление 3—4 кГ/см2.
Ко всем остальным трущимся поверхностям деталей двигателя масло подается
разбрызгиванием и самотеком. Кулачки распределительного вала и нижние
части стенок цилиндров смазываются маслом, выбрасываемым из отверстий
нижних головок шатунов при совпадении этих отверстий с масляными
каналами в шатунных шейках коленчатого вала. Нижняя секция насоса 9
подает масло в масляный радиатор 5 при открытом кране 7 радиатора. При
закрытом кране или при повышении давления масла в радиаторе выше 1.2—1,5
кГ]см2 открывается перепускной клапан 8 и масло сливается в картер.