КАЗ-608. Фильтр центробежной очистки масла
двигателя
Фильтр центробежной очистки масла (центрифуга)
обеспечивает высокую стабильность степени очистки масла в течение
длительного периода. Масло поступает в фильтр под давлением через полую
ось 15 (рис 37) ротора 7, ввернутую в прилив корпуса фильтров. Ротор
установлен на оси на двух втулках и упорном шариковом подшипнике 19.
Подшипники смазываются маслом, проходящим через фильтр.
На основание ротора надет колпак 8, который
крепится гайкой 9. В роторе имеются два вертикальных канала а, закрытые
сверху сетчатыми фильтрами 13. В нижнюю часть ротора ввернуты два
жиклера 2. Вращающийся вместе с ротором колпак 8 закрывается защитным
кожухом 5, который прижимается к корпусу фильтров через прокладку 4
гайкой 10. На работающем двигателе масло, пройдя через полую ось ротора
и отверстия, выполненные в ней, заполняет объем под колпаком. Пройдя
далее через сетчатые фильтры ротора масло по каналам а попадает к
жиклерам 2, из которых вытекает с большой скоростью. Создаваемая
вытекающим маслом реактивная сила заставляет ротор вместе с колпаком
вращаться с большой скоростью, которая при давлении
3 кГ/см2 достигает 5000—6000 об/мин.
Вместе с ротором и колпаком вращается находящееся в них масло. При этом
под действием центробежных сил механические примеси (продукты износа
деталей двигателя, частички кокса и т. д.) отбрасываются к внутренней
стенке колпака, образуя плотный осадок, а вытекающее через жиклеры
очищенное масло сливается в картер двигателя.
Эффективность очистки масла определяется числом оборотов ротора. Чем
больше число оборотов, тем лучше качество очистки масла. Число оборотов
ротора зависит в основном от количества масла, выбрасываемого через
жиклеры в единицу времени, и скорости, с какой это масло выбрасывается.
Работа фильтра зависит также и от вязкости масла. После пуска двигателя,
особенно в холодное время, когда вязкость масла значительна, ротор из-за
плохого прохождения масла через фильтр не развивает достаточной скорости
вращения, а следовательно, и не обеспечивает необходимой степени очистки
масла. Поэтому следует стремиться быстрее устанавливать нормальный
тепловой режим двигателя, обеспечивающий эффективную работу
центробежного фильтра.
В системах смазки двигателей, снабженных центробежными фильтрами тонкой
очистки, цвет масла более темный, чем у двигателей с фильтрами тонкой
очистки типа АСФО и т. п. Изменение цвета масла, однако, не является
признаком, свидетельствующим
о необходимости смены масла, так как потемнение масла происходит из-за
присутствия в нем большого количества очень мелких частиц продуктов
износа и сажи, которые не оказывают существенного влияния на износ
двигателя.