(рис. 36) установлен снаружи двигателя в
правой задней части блока. Корпус насоса состоит из двух частей,
разделенных перегородкой 13. Верхняя 6 и нижняя 1 части корпуса
выполнены из чугуна и соединены болтами.
Шестерни секций насоса прямозубые. Высота зуба шестерен верхней секции
38 мм, нижней—17 мм. При одинаковой скорости вращения шестерен обеих
секций разница в высоте зубьев обеспечивает разную производительность
секций. Ведущие шестерни 7 и 10 секции закреплены на валу 5 на шпонках.
Ведомые шестерни 14 и 11 секций свободно вращаются на своих осях 15 и
19, которые запрессованы в корпус насоса. В перегородке 13 размещен
редукционный клапан, предназначенный для
ограничения давления масла, подаваемого в систему смазки двигателя.
Редукционный клапан имеет плунжер 3, пружину 16 и пробку 18 с
прокладкой. Клапан отрегулирован на давление 2,5—3,0 кГ/см2.
При повышении давления масла в магистрали верхней секции выше указанного
клапан открывается, давая возможность части масла вернуться во
всасывающую камеру насоса. Из всасывающей камеры, общей для обеих
секций, масло поступает в приемную камеру нижней секции через полость
редукционного клапана.
При открытом кране масляного радиатора масло из нижней секции подается
для охлаждения в радиатор. Если кран радиатора закрыт или масло очень
густое, то оно возвращается в приемную камеру нижней секции через
перепускной клапан 2, встроенный в корпус нижней секции. Перепускной
клапан имеет шарик, пружину, пробку, под которую поставлена прокладка.
Клапан отрегулирован на давление 1,1—1,3 кГ/см2.
Масляный насос приводится через промежуточный вал от шестерни
распределительного вала. Вал привода насоса на нижнем конце имеет шип,
который входит в паз вала насоса. При снятии с двигателя насоса или
распределителя зажигания шестерня с валом привода остаются в двигателе.
Это обеспечивает более удобную и быструю установку на место снятых с
двигателя распределителя зажигания и насоса. Маслоприемник насоса
установлен неподвижно в задней части масляного картера.
Рис. 36. Масляный насос двигателя КАЗ-608:
1 — нижняя часть корпуса; 2 — шариковый перепускной клапан; 3 — плунжер
редукционного клапана: 4 — центрирующая втулка; 5 — вал насоса; 6 —
верхняя часть корпуса; 7 — ведущая шестерня верхней секции; 8 —
пружинное кольцо; 9 — штифт; 10 — ведущая шестерня нижней секции; 11 —
ведомая шестерня нижней секции; 12 — прокладки; 13 — перегородка насоса;
14 — ведомая шестерня верхней секции; 15, 19 — оси ведомых шестерен;
16 — пружина; 17 — плунжер; 18 — пробка