Клапаны расположены в головках цилиндров с
небольшим наклоном к осям цилиндров и приводятся в действие от
распределительного вала через толкатели, штанги и коромысла. Диаметр
головки впускного клапана — 50,5 мм; выпускного — 41 мм. Клапаны
перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в отверстия головок
цилиндров. Направляющие втулки изготовлены из чугуна.
Седла клапанов — вставные, из специального чугуна (нирезиста). Перед
запрессовкой седел их охлаждают, а головку цилиндров нагревают до 200°С.
Впускные клапаны изготовлены из высококачественной сильхромовой стали, а
выпускные — из высокохромистой стали. Рабочие поверхности головок всех
клапанов имеют наплавку толщиной
до 1,5 мм из специальных жароупорных сталей- Угол
фаски у выпускных клапанов — 45°, у впускных — 30°-
Для улучшения отвода тепла от выпускного клапана применено натриевое
охлаждение. Для этого стержень выпускного клапана имеет отверстие со
стороны головки клапана, куда закладывают 1,85 г натрия (рис. 29). После
заполнения канала в стержне клапана натрием отверстие в клапане
заделывается заглушкой
13, которая приваривается. При работе двигателя
натрий плавится и, перемещаясь в полости клапана, эффективно переносит
тепло от головки клапана к стержню, от которого тепло передается
направляющей втулке и далее через стенки головки цилиндров — охлаждающей
жидкости-
Для увеличения срока службы выпускного клапана его фаска
12 имеет наплавку из специального жаростойкого сплава, содержащего 40%
хрома и 50% никеля. Повышению срока службы выпускных клапанов
способствует также принудительное их
проворачивание во время работы двигателя
специальным механизмом.
Механизм вращения клапана 1 состоит из неподвижного корпуса 2,
устанавливаемого в гнезде головки цилиндров, пяти шариков 3 с
возвратными пружинами 10, дисковой пружины 9, упорной шайбы 4 и
замочного кольца 5. Шарики 3 и пружинь! 10 размещаются в пяти канавках
переменной глубины, выполненных внутри неподвижного корпуса 2. Упорная
шайба 4 и дисковая пружина 9 надеты с зазором на выступ корпуса 2. При
закрытом клапане (рис. 30, а) усилие клапанной пружины 6 (см- рис. 29)
через упорную шайбу 4 передается на наружную кромку дисковой пружины 9,
которая своей внутренней кромкой опирается за заплечик корпуса 2.
При открывании клапана под действием коромысла пружина 6 сжимается и ее
давление на дисковую пружину 9 через упорную шайбу 4 увеличивается. Под
действием возросшего усилия дисковая пружина 9, опираясь на шарики,
распрямляется; между внутренней кромкой пружины и за плечиком корпуса 2
появляется зазор, и шарики перекатываются по наклонным поверхностям
углублений, сжимая пружины 10. При этом шарики, перекатываясь,
поворачивают дисковую пружину и упорную шайбу 4, а вместе с ними пружину
6 клапана и клапан 1 на определенный угол (см. рис. 30, б).
При закрытии клапана усилие клапанной пружины уменьшается и дисковая
пружина 9 (см. рис. 29) возвращается в исходное положение, освобождая
шарики 3, которые под действием пружин 10 устанавливаются в
первоначальное положение (см. рис. 30, в).
Пружины клапанов навиваются из проволоки марки С-65-А диаметром 5 мм.
Высота пружины в свободном состоянии — 58мм, а под нагрузкой 28—32 кГ—48,25
мм.
Все детали газораспределительного механизма, расположенные на головках
цилиндров, закрываются крышками, которые устанавливаются на прокладках и
крепятся к головкам цилиндров. Гайки крепления крышек головок следует
затягивать равномерно. Момент затяжки 0,5—0,6 кГм.