КАЗ-606А, КАЗ-608. Ремонт
двигателей ЗИЛ-157КЯ и ЗИЛ-130Я5
Подбор вкладышей коренных и шатунных подшипников
двигателей КАЗ-608 и КАЗ-606А
Для замены следует применять только запасные
вкладыши заводского изготовления; нельзя ремонтировать тонкостенные
вкладыши перезаливкой антифрикционного сплава.
Рабочая поверхность вкладышей должна быть зеркальной, без пористости,
трещин и раковин. На ней допускаются риски, обнаруживаемые ногтем, но
неощутимые мякотью пальца. Рисок не должно быть больше двух для шатунных
и больше трех для коренных вкладышей На рабочей поверхности каждого
вкладыша не допускается также больше одной мелкой забоины или царапины,
образовавшейся до прошивки или алмазной расточки. Длина забоины не
должна превышать 3 мм, царапину — 6 мм, а их глубина — 0,1 мм,
Стальная поверхность вкладыша должна быть гладкой,
в зоне маркировки — ровной: металл не должен возвышаться по краям цифр.
На стальной поверхности не должно быть более трех царапин глубиной свыше
0,05 мм, располагающихся по всей ширине вкладыша, а также более двух
вмятин размером свыше 0,5X2 мм каждая и глубиной превосходящей 0.3 мм.
Подбор вкладышей следует производить так, чтобы обеспечить строго
определенный зазор в подшипнике. Зазор у шатунных и коренных подшипников
коленчатого вала двигателя КАЗ-608 составляет 0,026—0,065 мм. Для
стале-алюминиевых вкладышей шатунных подшипников зазор должен быть
0,032—0,076 мм. Этот зазор в шатунных подшипниках у двигателя КАЗ-606А
должен находиться в пределах 0,026—0,078 мм, а в коренных — 0,026—0,090
мм.
Определение зазора при замене подшипника коленчатого вала может
производиться обмером деталей или при помощи пластины из медной фольги.
В последнем случае пластину 1 из фольги (рис. 26) размером 25X12 мм и
толщиной 0,05 мм с закругленными кромками смазывают маслом и укладывают
на поверхность вкладыша 2. После установки на место крышки и затяжки
болтов ее крепления проворачивают коленчатый вал пусковой рукояткой
(затяжка других подшипников должна быть ослаблена, а свечи зажигания
вывернуты). Если вал поворачивается легко, то это значит, что зазор в
подшипнике больше толщины пластины. Увеличивают на 0,01 мм толщину
пластины каждый раз до тех пор, пока поворот вала будет происходить с
заметным сопротивлением. Толщину пластины, при которой вал
поворачивается с сопротивлением, считают равной величине зазора в
подшипнике.
Вкладыши следует заменять комплектно, т. е. одновременно обе половины.
Подгонка вкладышей путем подпиливания их торцов недопустима.
Номинальные и ремонтные размеры шеек коленчатого вала и соответствующие
им размеры вкладышей приведены в табл. 9 и 10.
Рис. 26. Установка пластины для определения
зазора в шатунном подшипнике двигателя КАЗ-608