КАЗ-606А, КАЗ-608. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ двигателей ЗИЛ-157КЯ и ЗИЛ-130Я5

  Главная      Автомобили - КАЗ     Автомобили КАЗ «Колхида» (Батиашвили С.М.) - 1970 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 КАЗ-606А, КАЗ-608. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ двигателей ЗИЛ-157КЯ и ЗИЛ-130Я5

 

 

Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма включает систематическую проверку цилиндропоршневой группы н подшипников коленчатого вала с целью своевременного выявления неисправностей, очистку камер сгорания от нагара, подтяжку креплений головок цилиндров и других соединений.

Существует несколько способов качественной и количественной оценки технического состояния цилиндропоршневой группы без разборки двигателя.

Качественную оценку можно производить по цвету отработавших газов, дымлению из маслоналивного патрубка, шумам и стукам в механизмах двигателя, прнемнстости двигателя и др.

Для количественной оценки нужно пользоваться приборами, позволяющими определять количество газов, прорывающихся в картер, степень герметичности цилиндров и потерн компрессии двигателем и др.

Прослушивание шумов и стуков двигателя производится обычно стетоскопом, проверка компресссии — компрессометром, прорыв газов определяется газовым счетчиком или ротаметром, а герметичность цилиндров — сжатым воздухом.

Внешний осмотр и прослушивание работы двигателя на различных числах оборотов следует производить при всех видах технического обслуживания. Внимательный осмотр двигателя позволяет своевременно выявлять места подтекания жидкостей, а также трещины головок и блоков цилиндров. Все обнаруженные подтекания нужно устранять немедленно, а двигатели с трещинами головок и блоков направлять в ремонт.

Прослушиванием работающего двигателя при изменении числа его оборотов можно выявить недопустимые стуки в подшипниках коленчатого вала и газораспределительном механизме.

При увеличенных зазорах в коренных подшипниках в плоскости расположения коленчатого вала слышится глухой звук низкого гона. Стук шатунных подшипников среднего тона, более звонкий, чем у коренных, прослушивается на стенках блока цилиндров в местах, соответствующих в. м. т. и и. м. т. При отключении свечи зажигания проверяемого цилиндра стук шатунного подшипника, как правило, пропадает.

Эксплуатация двигателя со стуками подшипников недопустима.

Контролировать техническое состояние подшипников коленчатого вала в процессе эксплуатации автомобиля кроме прослушивания можно по давлению масла в системе смазки.

Основное гидравлическое сопротивление в системе смазки создают подшипники коленчатого вала. При увеличении зазора в подшипниках вследствие износа давление в системе смазки уменьшается, поэтому по величине давления можно косвенно судить о техническом состоянии подшипников вала.

Давление масла надо проверять при полной заправке системы смазки и исправном масляном насосе. Давление проверяют с помощью контрольного манометра, подключаемого к главной масляной магистрали двигателя. Для подключения манометра можно использовать наружную трубку, идущую от главной масляной магистрали к компрессору.. Отъединив трубку от компрессора, ее нужно с помощью шланга соединить с контрольным манометром.

Давление в системе смазки при 1000 об/мин коленчатого вала прогретого двигателя КАЗ-608 должно быть не менее 1,5 кГ/см2, двигателя КАЗ-606А —не менее 1,0 кГ/см2.

На двигателе КАЗ-606А прокладки, установленные под крышками подшипников, служат не для регулировки зазора в подшипниках, а для компенсации ослабления посадки вкладышей в постелях. Прокладки удаляются из-под крышек всех подшипников, как правило, при первой замене поршневых колец. При удалении прокладок необходимо контролировать зазор между шейкой вала и вкладышем при помощи пластины-щупа из латунной фольги. Уменьшение зазора вследствие деформации вкладышей после удаления прокладок приводит к выкрашиванию баббита и повреждению подшипника.

Для проверки зазора необходимо слить масло из картера двигателя и снять поддон картера; вывернуть все свечи зажигания и ослабить затяжку болтов

крепления крышек всех коренных н шатунных подшипников, чтобы облегчить проворачивание коленчатого вала пусковой рукояткой. После этого снять крышку проверяемого подшипника, тщательно очистить шейку и вкладыш в крышке

и, смазав пластину-щуп жидким маслом, положить ее поперек вкладыша в его центре. Пластнна-щуп должна быть толщиной 0,10—0,12 мм, шириной 13 мм и длиной на 5 мм меньше ширины подшипника. Поставить крышку с пластиной-щупом на место и затянуть болты крепления крышки, одновременно проворачивая коленчатый вал пусковой рукояткой. Если коленчатый вал проворачивается с трудом или совсем не проворачивается, это означает, что зазор не превышает нормы. Легкое и свободное вращение вала свидетельствует о наличии чрезмерно большого зазора. После проверки зазора вынуть из подшипника пластину-щуп и проверить зазоры в других подшипниках коленчатого вала.

Если зазор между вкладышем н шейкой вала больше 0,10—0,12 мм, необходимо заменить оба вкладыша — верхний и нижний, обязательно устанавливая прокладки под крышку подшипника.

Болты и гайки крепления головок цилиндров в период обкатки автомобилей следует подтягивать при каждом техническом обслуживании в течение первых 6000 км пробега (рис. 22). В дальнейшем болты и гайки крепления головок цилиндров необходимо подтягивать только при обнаружении пропуска охлаждающей жидкости или газов.

Болты крепления головок цилиндров на двигателях КАЗ-608 и КАЗ-606А подтягивают на холодном двигателе, так как при остывании алюминиевая головка уменьшает свои линейные размеры в большей степени, чем стальные болты. Момент затяжки болтов крепления головок цилиндров двигателя КАЗ-608 при температуре двигателя ниже минус 5°С должен быть 7—7,5 кГм, а при температуре плюс 20—25°С — 9 кГм.

Момент затяжки болтов головки цилиндров двигателя КАЗ-606А должен составлять 10—12 кГм.

При неправильной или неполной затяжке головок цилиндров нарушается герметичность камер сгорания и появляется опасность пробивания прокладки головки цилиндров в тех местах, где она слабо зажата. Если прокладка повреждена, жидкость из системы охлаждения попадает в цилиндры, двигатель пускается с трудом и неустойчиво работает на малых оборотах.

Гайки крепления головок цилиндров необходимо подтягивать динамометрическим ключом, а при его отсутствии ключом, имеющимся в комплекте инструмента, усилием одной руки, без рывков.

При неправильной эксплуатации автомобилей (несоблюдение теплового режима, использование нерекомендованных заводом сортов топлива и масла и др.) на поверхностях камер сгорания откладывается слой нагара, способствующий возникновению детонации, перегревов двигателя, падению мощности и увеличению расхода топлива. При появлении признаков отложения нагара головку цилиндров следует снять и удалить нагар с поверхностей камер сгорания и днищ поршней. Нагар следует удалять при помощи металлических скребков или щеток осторожно, не допуская попадания кусочков нагара в зазор между днищем поршня и цилиндром. Попавшие в зазор частички нагара при последующей работе двигателя могут привести к образованию царапин на гильзах, поршнях и поршневых кольцах.

При каждом техническом обслуживании (кроме ежедневного) необходимо проверять крепления двигателя к раме.

Момент затяжки гаек болтов 10 задней опоры двигателя КАЗ-608 (см. рис. 13) должен быть равен 20—25 кГм, а гаек болтов 3 передней подвески и гаек болтов 11 задней подвески — 8—10 кГм.

При ощутимом уменьшении мощности двигателя и увеличении расхода масла необходимо проверить техническое состояние цилиндропоршневой группы.

 

 

 

Рис. 22. Последовательность затягивания болтов и гаек крепления головки цилиндров двигателя: а — КАЗ-608; б —КАЗ-606А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..