Поршневые пальцы 9 (рис. 18) — стальные,
пустотелые, плавающие. Наружная поверхность пальца цементирована на
глубину 1,0—1,5 мм и закалена. Во время работы прогретого двигателя
палец свободно проворачивается в бобышках поршня и в бронзовой втулке,
запрессованной в верхнюю головку шатуна. От осевого перемещения палец
удерживается стальными пружинными кольцами 8, установленными в бобышках
поршня.
Чтобы не было стука пальцев при работе двигателя, зазоры в соединениях
пальца с поршнем и шатуном должны быть минимальными. Учитывая различное
изменение диаметров пальца и отверстия в бобышке поршня при прогревании
двигателя (вследствие разных коэффициентов расширения их материалов),
поршневой палец подбирается к поршню с небольшим натягом.
Шатуны 13 (см. рис. 18) в сборе с поршнями устанавливают попарно на
каждую шатунную шейку коленчатого вала. Шатуны стальные, стержень шатуна
двутаврового сечения.
В верхнюю головку шатуна запрессована свертная бронзовая втулка 10. В
верхней головке имеется отверстие 11 для прохода смазки к втулке
головки.
Нижняя головка 16 шатуна разъемная. Крышка 17 нижней головки крепится к
шатуну двумя болтами 14, изготовленными из высококачественной стали.
Отверстие в нижней головке шатуна обрабатывают вместе с крышкой, поэтому
крышки при ремонте не должны разукомплектовываться с шатунами.
В нижнюю головку шатуна устанавливают взаимозаменяемые тонкостенные
триметаллические вкладыши 7. Вкладыши изготовлены из тонкой стальной
ленты 36, на которую нанесен медноникелевый подслой 37, покрытый тонким
слоем антифрикционного сплава 38 марки СОС-6-6.
Вкладыши в нижней головке шатуна фиксируются усиками, для которых в
шатуне и его крышке имеются пазы.
С 1968 г. устанавливаются биметаллические стале-алюминиевые
тонкостенные вкладыши шатунных подшипников.