Глава 10. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
КаМАЗ-5320 и Урал-4320
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
КаМАЗ-5320 и Урал-4320
Техническое обслуживание машин — это комплекс профилактических
мероприятий в межремонтный период, направленных на
предупреждение отказов в агрегатах и узлах и уменьшение
интенсивности изнашивания деталей. Техническое обслуживание
включает контрольно-диагностические, крепежные, смазочные,
заправочные, регулировочные, электротехнические и другие виды
работ.
Назначение, периодичность проведения
технического обслуживания автомобиля и требования к автомобилю
после обслуживания
Техническое обслуживание автомобилей имеет целью: обеспечить
постоянную техническую исправность агрегатов, узлов и автомобиля
в целом;
максимально увеличить межремонтные пробеги; гарантировать
безопасность движения; обеспечить минимальный расход
эксплуатационных материалов. Для достижения указанных целей в
Советской Армии принята планово-предупредительная система
технического обслуживания, предусматривающая обязательное
выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса
работ в процессе использования, хранения и транспортирования
автомобилей. Технологический процесс обслуживания автомобиля при
планово-предупредительной системе предусматривает сочетание
обязательных работ с работами, выполняемыми по потребности,
необходимость которых определяется в результате проверки
состояния автомобиля. Техническое обслуживание специального
оборудования, установленного на автомобиле, проводится по
возможности одновременно с техническим обслуживанием шасси.
В зависимости от объема работ и периодичности их проведения,
технические обслуживания подразделяют на следующие виды:
контрольный осмотр, ежедневное техническое обслуживание,
техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание №2
(ТО-2), сезонное обслуживание (СО). Для новых автомобилей
предусмотрено техническое обслуживание после первых 1000 и 4000
км. Принятое в настоящее время построение системы технического
обслуживания автомобилей иллюстрируется диаграммой на рис. 10.1,
а.
Рис. 10.1. Построение системы технического
обслуживания автомобилей:
а— виды технического обслуживания; б — последовательность выполнения
ТО-1 я ТО-2
Контрольный осмотр (КО) проводится
перед каждым выходом машины из парка и на привалах при
совершении марша для проверки готовности машины к выполнению
поставленных задач.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится после
каждого выхода машины в эксплуатацию независимо от пробега и
имеет целью подготовить машину к следующему этапу ее
использования. Работы выполняются водителем под руководством и
при участии автомеханика.
Технические обслуживания № 1 и 2 проводятся через каждые
1200—1600 и 6000—8000 км пробега для поддержания автомобиля в
постоянной готовности к использованию, снижения интенсивности
изнашивания деталей, выявления и предупреждения неисправностей
путем своевременного выполнения контрольных, крепежных,
регулировочных и смазочных работ. На диаграмме (рис. 10.1, б)
приведена последовательность чередования ТО-1 и ТО-2. Как видно
из диаграммы, каждый цикл технического обслуживания включает
пять ТО-1 и два ТО-2.
Сезонное обслуживание проводится два
раза в год при подготовке машины к летнему или зимнему периоду
эксплуатации. При сезонном обслуживании выполняются очередное
номерное техническое обслуживание и дополнительные работы,
необходимые для подготовки машин к предстоящему сезону. Работы
сезонного обслуживания выполняются водителем и автоспециалистами.
Требования к машине, прошедшей техническое обслуживание: машина
должна быть чистой, исправной, смазанной и заправленной
положенными эксплуатационными материалами; двигатель должен
легко пускаться и устойчиво работать на различных частотах
вращения коленчатого вала;
свободный ход педалей и рычагов управления машиной, а также люфт
рулевого колеса должны быть в пределах нормы; тормоза
должны давать одновременное плавное торможение н обеспечивать
остановку машины на установленном для данной марки машины
тормозном путн;
сцепление должно выключаться полностью, обеспечивая легкость и
бесшумность переключения передач, и не должно пробуксовывать при
полностью отпущенной педали;
при движении машины не должно быть посторонних шумов в коробке
передач, раздаточной коробке, делителе коробки передач, ведущих
мостах; не должно быть произвольного выключения передач в
коробке передач и раздаточной коробке;
развал и схождение управляемых колес должны соответствовать
установленным нормам;
шины должны быть исправными, а давление воздуха в них
соответствовать норме;
стеклоочистители, приборы освещения» сигнализации и контрольные
приборы должны быть исправными;
аккумуляторные батареи должен быть заряженными и уровень
электролита должен соответствовать норме;
не должно быть подтеканий топлива, масла, охлаждающей и
тормозной жидкостей;
светотехнические средства для ночного вождения и средства
повышения проходимости должны быть исправными и пригодными к
использованию, инструмент заправлен;
все крепления машины должны быть исправными и надежными;
лебедка, сцепной прибор машины должны быть исправными, качество
выполнения технического обслуживания машин проверяется с
использованием диагностических средств и измерительного
инструмента начальником пункта технического обслуживания и
ремонта.