Механизм переключения передач в коробке автомобилей КаМАЗ-5320 и Урал-4320

  Главная       Автомобили КАМАЗ      Автомобили КаМАЗ-5320 и Урал-4320 (В.И. Медведков, С.Т. Билык) - 1981 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

Устройство и работа коробки передач автомобиля КаМАЗ-5320

 

 

 

Механизм переключения передач в коробке автомобилей КаМАЗ-5320 и Урал-4320

 

 

Механизм переключения передач в коробке состоит из синхронизаторов зубчатой муфты включения, вилок переключения с полаунами, замков, фиксаторов и устройства для предохранения от случайного включения заднего хода.

Синхронизатор инерционного типа обеспечивает легкое н безударное включение передач путем выравнивания скоростей зубьев соединяемых шестерен до их введения в зацепление/В коробке и делителе применены одинаковые по принципу действия синхронизаторы, отличающиеся только размерами н некоторыми деталями устройства.

Муфта 1 синхронизатора (рис. 4.10, а), имеющая два зубчатых венца А, установлена на шлицах вторичного вала. Два конусных кольца 2 жестко связаны между собой пальцами 3. В средней части пальцев имеются проточки с коническими боковыми поверхностями, а в отверстиях фланца муфты 1 — конические фаски, являющиеся блокирующими поверхностями муфты. Конусные кольца жестко

с муфтой не связаны и могут перемещаться относительно нее в осевом направлении. В среднем положении кольца удерживаются фиксирующими сухарями 4, которые прижимаются к полукруглым проточкам в пальцах 3 пружинами 5.

При передвижении муфты 1 дли включения передачи конусные кольца 2 передвигаются вместе с муфтой до соприкосновения поверхности одного из колец с конической поверхностью шестерни включаемой передачи. Возникающей при этом силой трения кольца поворачиваются относительно муфты до упора коническими поверхностями проточек пальцев 3 в блокирующие поверхности конических фасок фланца муфты. Дальнейшее продольное продвижение муфты

1 становится невозможным до момента выравнивания частот вращения муфты (вторичного вала) и шестерни включаемой передачи, которое обеспечивается трением между коническими поверхностями кольца и шестерни включаемой передачи.

Когда частоты вращения будут выравнены, от усилия, прикладываемого к муфте через вилку выключения, пальцы 3 занимают среднее положение в отверстиях фланца муфты, и блокирующие поверхности не будут препятствовать ее перемещению. Сухари 4 фиксаторов, выходя из полукруглых выточек, сжимают пружины, муфта освобождается и, передвигаясь дальше, соединяется своим зубчатым венцом с зубчатым венцом шестерни включаемой передачу.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.10. Механизм переключения передач в основной коробке;
а — синхронизатор; б — вилки и ползуны переключения передач; в - замок и фиксатор механизма переключения; г — предохранитель включения заднего хода; А-зубчатый венец; 1—муфта; 2- конусное кольцо; 3 — л а леи; 4—сухарь; 5 — пружина; 6— ползун; 7 — верхняя крышка картера коробки; 8 — вилка переключения первой передачи и заднего кода; 9— вилка переключения второй и третьей передач; 10 вилка переключения четвертой и пятой передач; 11— шарик замка; 12 — стакан фиксатора; 13 — пружина фиксатора; 14  штифт замка; 15 - стопорный шарик фиксатора; 16 вентиляционный колпачок; 17 — пружина предохранителя; 18— шток; 19— толкатель
 

 

 

 

Вилки и ползуны переключения передач, замок и фиксаторы, а также предохранитель включения заднего хода смонтированы в крышке картера основной коробки передач. Ползуны 6 (рис. 4.10, б) установлены в расточках приливов верхней крышки 7 картера. На трех ползунах соответственно укреплены вилка 8 переключения первой передачи и заднего хода; вилка 9 переключения второй и третьей передач и вилка 10 переключения четвертой и пятой передач. Вилки зафиксированы на полаунах винтами, которые шплинтуются проволокой. Вилки 9 и 10 соединены с муфтами синхронизаторов, а вилка 8 с муфтой переключения. Для перемещения ползунов первой передачи и заднего хода, а также второй и третьей передач на них установлены головки с пазами, аналогичный паз имеется в головке вилки включения четвертой — пятой передач. В эти пазы входит нижний конец рычага переключения передач механического дистанционного управления коробкой, перемещение которого обеспечивает выбор и включение требуемой передачи.

Для удержания ползунов в нейтральном положении или в положении включенной передачи в верхней крышке картера (рис. 4.10, е) вмонтированы фиксатор. В сверлениях крышки  установлены три стакана 12, в каждом из которых находится стопорный шарик 15 фиксатора, нагружаемый пружиной 13. Шарик входит в лунки на ползунах при нейтральном положении и при включенной передаче, удерживая ползун в нужном положении.

 Чтобы исключить одновременное включение двух передач, в механизме переключения предусмотрено замковое устройство. Оно

состоит из двух пар шариков 11 и расположенного между ними штифта 14 замка. Размеры шариков 11 и штифта 14 подобраны таким образом, что при перемещении среднего ползуна шарики, входя в лунки крайних ползунов, застопоривают их. При перемещении одного из крайних ползунов (например, правого) два шарика, перекатываясь, стопорят средний ползун и передвигают штифт, воздействующий на другую пару шариков; при этом стопорится второй ползун (левый). Таким образом, одновременно передвигать можно только один ползун, включая нужную передачу, а два других ползуна остаются неподвижными, и, следовательно, исключается включение сразу двух передач.

. Предохранитель от случайного включения первой передачи и заднего хода состоит из пружины 17 (рис. 4.10, г), штока 18 и толкателя 19. Толкатель препятствует введению в паз головки ползуна нижнего конца рычага механизма переключения передач и тем самым предохраняет от случайного включения заднего хода. Для включения заднего хода необходимо преодолеть усилие пружины 17, чтобы сместить толкатель и шток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..