Устройство и
работа коробки передач автомобиля КаМАЗ-5320
Механизм переключения передач в коробке
автомобилей КаМАЗ-5320 и Урал-4320
Механизм переключения передач в коробке
состоит из синхронизаторов зубчатой муфты включения, вилок
переключения с полаунами, замков, фиксаторов и устройства для
предохранения от случайного включения заднего хода.
Синхронизатор инерционного типа обеспечивает легкое н безударное
включение передач путем выравнивания скоростей зубьев
соединяемых шестерен до их введения в зацепление/В коробке и
делителе применены одинаковые по принципу действия
синхронизаторы, отличающиеся только размерами н некоторыми
деталями устройства.
Муфта 1 синхронизатора (рис. 4.10, а), имеющая два зубчатых
венца А, установлена на шлицах вторичного вала. Два конусных
кольца 2 жестко связаны между собой пальцами 3. В средней части
пальцев имеются проточки с коническими боковыми поверхностями, а
в отверстиях фланца муфты 1 — конические фаски, являющиеся
блокирующими поверхностями муфты. Конусные кольца жестко
с муфтой не связаны и могут перемещаться
относительно нее в осевом направлении. В среднем положении
кольца удерживаются фиксирующими сухарями 4, которые прижимаются
к полукруглым проточкам в пальцах 3 пружинами 5.
При передвижении муфты 1 дли включения передачи конусные кольца
2 передвигаются вместе с муфтой до соприкосновения поверхности
одного из колец с конической поверхностью шестерни включаемой
передачи. Возникающей при этом силой трения кольца
поворачиваются относительно муфты до упора коническими
поверхностями проточек пальцев 3 в блокирующие поверхности
конических фасок фланца муфты. Дальнейшее продольное продвижение
муфты
1 становится невозможным до момента выравнивания частот вращения
муфты (вторичного вала) и шестерни включаемой передачи, которое
обеспечивается трением между коническими поверхностями кольца и
шестерни включаемой передачи.
Когда частоты вращения будут выравнены, от усилия,
прикладываемого к муфте через вилку выключения, пальцы 3
занимают среднее положение в отверстиях фланца муфты, и
блокирующие поверхности не будут препятствовать ее перемещению.
Сухари 4 фиксаторов, выходя из полукруглых выточек, сжимают
пружины, муфта освобождается и, передвигаясь дальше, соединяется
своим зубчатым венцом с зубчатым венцом шестерни включаемой
передачу.
Рис. 4.10. Механизм переключения передач в основной
коробке;
а — синхронизатор; б — вилки и ползуны переключения передач; в - замок и
фиксатор механизма переключения; г — предохранитель включения заднего
хода; А-зубчатый венец; 1—муфта; 2- конусное кольцо; 3 — л а леи;
4—сухарь; 5 — пружина; 6— ползун; 7 — верхняя крышка картера коробки; 8
— вилка переключения первой передачи и заднего кода; 9— вилка
переключения второй и третьей передач; 10 вилка переключения четвертой и
пятой передач; 11— шарик замка; 12 — стакан фиксатора; 13 — пружина
фиксатора; 14 штифт замка; 15 - стопорный шарик фиксатора; 16
вентиляционный колпачок; 17 — пружина предохранителя; 18— шток; 19—
толкатель
Вилки и ползуны переключения передач, замок
и фиксаторы, а также предохранитель включения заднего хода
смонтированы в крышке картера основной коробки передач. Ползуны
6 (рис. 4.10, б) установлены в расточках приливов верхней крышки
7 картера. На трех ползунах соответственно укреплены вилка 8
переключения первой передачи и заднего хода; вилка 9
переключения второй и третьей передач и вилка 10 переключения
четвертой и пятой передач. Вилки зафиксированы на полаунах
винтами, которые шплинтуются проволокой. Вилки 9 и 10 соединены
с муфтами синхронизаторов, а вилка 8 с муфтой переключения. Для
перемещения ползунов первой передачи и заднего хода, а также
второй и третьей передач на них установлены головки с пазами,
аналогичный паз имеется в головке вилки включения четвертой —
пятой передач. В эти пазы входит нижний конец рычага
переключения передач механического дистанционного управления
коробкой, перемещение которого обеспечивает выбор и включение
требуемой передачи.
Для удержания ползунов в нейтральном положении или в положении
включенной передачи в верхней крышке картера (рис. 4.10, е)
вмонтированы фиксатор. В сверлениях крышки установлены три
стакана 12, в каждом из которых находится стопорный шарик 15
фиксатора, нагружаемый пружиной 13. Шарик входит в лунки на
ползунах при нейтральном положении и при включенной передаче,
удерживая ползун в нужном положении.
Чтобы исключить одновременное включение двух передач, в механизме
переключения предусмотрено замковое устройство. Оно
состоит из двух пар шариков 11 и
расположенного между ними штифта 14 замка. Размеры шариков 11 и
штифта 14 подобраны таким образом, что при перемещении среднего
ползуна шарики, входя в лунки крайних ползунов, застопоривают
их. При перемещении одного из крайних ползунов (например,
правого) два шарика, перекатываясь, стопорят средний ползун и
передвигают штифт, воздействующий на другую пару шариков; при
этом стопорится второй ползун (левый). Таким образом,
одновременно передвигать можно только один ползун, включая
нужную передачу, а два других ползуна остаются неподвижными, и,
следовательно, исключается включение сразу двух передач.
. Предохранитель от случайного включения первой передачи и
заднего хода состоит из пружины 17 (рис. 4.10, г), штока 18 и
толкателя 19. Толкатель препятствует введению в паз головки
ползуна нижнего конца рычага механизма переключения передач и
тем самым предохраняет от случайного включения заднего хода. Для
включения заднего хода необходимо преодолеть усилие пружины 17,
чтобы сместить толкатель и шток.