СЦЕПЛЕНИЕ автомобилей КамАЗ-5320 и
Урал-4320
Сцепление служит для того, чтобы отсоединять двигатель от
коробки передач при переключении передач, а затем снова
соединять их, обеспечивая переключение передач с минимальными
ударами между зубьями соединяемых шестерен или муфт, а также
плавное трогание о места и разгон автомобиля. Креме того,
сцепление предохраняет трансмиссию от перегрузок, например, при
быстром включении передач и резком изменении скорости движения
автомобиля. Сцепление используется также для разъединения
двигателя и коробки передач при пуске холодного двигателя.
Включение и выключение сцепления осуществляется через привод
управления и выключающее устройство сцепления.
Устройство и работа сцепления автомобиля КамАЗ-5320
Сцепление (рис. 4.2) установлено в картере 5, который изготовлен
из алюминиевого сплава и выполнен заодно с картером переднего
делителя коробки передач. Картер 5 по передней привалочной
плоскости соединяется болтами с картером
маховика двигателя, а с задней стороны к нему крепится картер
коробки передач,
Сцепление фрикционное, сухое, двухдисковое с периферийным
расположением нажимных пружин. Ведущие и ведомые части
сцепления, детали выключающего устройства и нажимные пружины 12
размещены в расточке маховика 1 под кожухом 6.
К ведущим частям сцепления относятся маховик 1, средний ведущий
диск 2, нажимной диск 4. Средний ведущий и нажимной диски имеют
на наружной поверхности по четыре шипа, которые входят в пазы на
цилиндрической поверхности маховика и передают на ведущие диски
крутящий момент от двигателя. При этом одновременно
обеспечивается возможность осевого перемещения
дисков 2,4.
К ведомым частям сцепления относятся два ведомых диска 3.
Ведомые диски стальные, снабжены фрикционными накладками,
изготовленными из асбестовой композиции, соединяются со своими
ступицами каждый через гаситель крутильных колебаний
пружинно-фрикционного типа.
Ступицы ведомых дисков установлены на шлицах первичного вала
переднего делителя передач. Между кожухом б и нажимным диском 4
установлены нажимные пружины 12, под действием которых ведомые
диски зажимаются между нажимным диском и маховиком с суммарным
усилием 10 500—12 200 Н (1050—1220 кгс),
Включающее устройство сцепления состоит т рычагов выключения 8,
соединенных наружными концами с нажимным диском 4, а в средней
части с опорными вилками 7, которые установлены и кожухе 6;
упорного кольца рычагов выключения 11 и муфты выключения с
подшипником 9, установленных на цилиндрической части крышки
подшипника первичного вала переднего делителя передач, и вилки
выключения 10 укрепленной на валу.
При включенном сцеплении крутящий момент передается от маховика
через шиповое соединение на средний ведущий и нажимной диски,
затем на фрикционные накладки ведомых дисков и через гасители
крутильных колебаний на их ступицы, которые установлены на
первичном валу переднего делителя передач. Когда сцепление
включено, упорное кольцо рычагов выключения 11 отходит от
подшипника муфты выключения 9 так, что образуется зазор А =
3,2—4,0 мм, обеспечивающий полноту включения сцепления.
При выключении сцепления муфта выключения с подшипником 9 через
упорное кольцо 11 воздействует на внутренние концы рычагов
выключения 8, которые поворачиваются на игольчатых подшипниках
опорных вилок 7. Наружные концы рычагов выключения при этом
оттягивают нажимной диск 4 от заднего ведомого диска 3. Средний
ведущий диск 2 с помощью рычажного автоматического механизма,
смонтированного на диске, самоустанавливается в среднее
положение между торцами нажимного диска 4 и маховика
1, освобождая передний ведомый диск 3. Таким образом, между
ведущими и ведомыми дисками сцепления при полном его выключении
имеются зазоры, которые обеспечивают разъединение ведущих и
ведомых частей и «чистоту» выключения сцепления.
|