Глава 3. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
КамАЗ-5320 и Урал-4320
Назначение и общая характеристика
электрооборудования
Электрооборудование автомобилей КамАЗ и Урал — это сложный
комплекс приборов, объединенных в самостоятельную электрическую
систему, состоящую в свою очередь из систем электроснабжения,
пуска, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения,
звуковой сигнализации, отопления и вентиляции.
Система электрооборудования однопроводная, отрицательный полюс
источников электроэнергии и потребителей соединен с «массой»
автомобиля. Соединение отрицательного зажима аккумуляторной
батареи с корпусом автомобиля производится дистанционным
выключателем «массы».
Система электроснабжения предназначена для обеспечения
электроэнергией потребителей. Источниками электроэнергии
являются две аккумуляторные батареи повышенной емкости,
соединенные между собой последовательно, и генератор,
подключенный параллельно аккумуляторным батареям.
Соединяются агрегаты и приборы электрооборудования проводами
различного сечения с полихлорвиниловой изоляцией. Провода,
входящие в пучки, для облегчения их нахождения и удобства при
монтаже имеют разные цвета. Соединение проводов между собой и
присоединение к приборам осуществляются штепсельными разъемами.
Принципиальная схема электрооборудования автомобиля дана на рис.
3.1.
Особенностью схемы является наличие реле отключения обмотки
возбуждения генератора при работе электрофакельного устройства.
Кроме того, в рабочем положении ключа выключателя приборов и
стартера обесточивается кнопка 60 выключателя «массы», что
предотвращает случайное выключение батарей автомобиля при
работающем двигателе. Выключать батареи можно только после
отключения генератора от системы электрооборудования установкой
ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение.
Система пуска и предпусковой подготовки двигателя состоит из
стартера, дополнительного реле стартера, реле блокировки
стартера (РБС) выключателя приборов и стартера, дублирующего
выключателя стартера, розетки внешнего пуска и электрофакельного
устройства.
Система световой сигнализации предназначена для оповещения
водителей других транспортных средств о совершении маневра или
торможения, а также для сигнализации о состоянии узлов
автомобиля, влияющих на безопасность движения. Включение
указателей поворота осуществляется комбинированным
переключателем при рабочем положении выключателя приборов и
стартера. В цепи питания указателей поворота имеется
контактно-транзисторное реле, обеспечивающее прерывистое
свечение указателей поворота автомобиля и прицепа. О работе
указателей свидетельствуют лампы (отдельно автомобиля и прицепа)
в блоке 36 контрольных ламп.
При включении аварийной световой сигнализации мигают все правые
и левые указатели поворота, установленные на автомобиле и
прицепе, а также контрольные лампы, вмонтированные в ручку
выключателя аварийной сигнализации. Контрольные лампы указателей
в блоке контрольных ламп при этом могут не гореть.
Сигнал торможения в лампах задних фонарей включается при
срабатывании тормозных механизмов колес. В этом случае
замыкаются контакты пневматического датчика 66 сигнала
торможения, срабатывает промежуточное реле и загораются лампы
сигналов торможения задних фонарей. Сигнал торможения включается
и при включении стояночного тормоза. При этом замыкаются
контакты датчика, установленного в третьем контуре пневмопривода
тормозов, и загорается контрольная лампа в блоке. В цепи питания
контрольной лампы включения стояночного тормоза установлено
реле-прерыватель, вследствие чего лампа горит прерывистым
светом. Одновременно через промежуточное реле замыкаются цепи
ламп сигналов торможения задних фонарей. Эти цепи защищаются
термобиметаллическим предохранителем и включены в цепь источника
питания через амперметр, минуя выключатель приборов и стартера.
Сигнализация о состоянии тормозной системы выведена в общий блок
контрольных ламп, установленный на щитке приборов, и защищается
предохранителем.
Система внутреннего освещения предназначена для освещения
рабочего места водителя и приборов.
Соединение всех потребителей с источником питания выполнено по
однопроводной схеме, исключая плафон вещевого ящика (его
отрицательный вывод подан на панель предохранителей), плафоны
кабины, розетку переносной лампы.
Цепи ламп освещения щитка приборов, плафонов, подкапотной лампы,
плафона платформы, розетки переносной лампы и семиконтактной
розетки на раме защищаются предохранителями.
Система наружного освещения обеспечивает безопасность движения
автомобиля. Ближний и дальний свет фар и габаритные огни
включаются комбинированным переключателем непосредственно от
источника питания через амперметр, противотуманные фары —
отдельным выключателем ВК34. Цепи ближнего и дальнего света фар
защищаются отдельными предохранителями ПР310.
|