Устройство и работа системы
охлаждения двигателя автомобилей КамАЗ-5320
Гидромуфта системы охлаждения двигателя
автомобилей КамАЗ-5320
Гидромуфта устанавливается в передней части
двигателя соосно с коленчатым валом в полости, образованной
передней крышкой блока (см. рис. 2.22) и корпусом подшипника.
Ведущий вал в сборе с кожухом, ведущее колесо, ступица шкива и
шкив генератора, соединенные болтами и вращающиеся в
шарикоподшипниках, составляют ведущую часть гидромуфты. Она
приводится во вращение от коленчатого вала двигателя посредством
шлицевого вала. Ведомое колесо в сборе с валом и закрепленной на
нем ступицей вентилятора, вращающиеся в шарикоподшипниках,
составляют ведомую часть гидромуфты. Гидромуфта уплотнена
резиновыми манжетами.
На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого
колес имеются радиальные лопатки, отлитые вместе с колесами. На
ведущем колесе их 33, на ведомом — 32. Межлопаточное
пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.
Передача крутящего момента с ведущего колеса гидромуфты на
ведомое колесо происходит при заполнении рабочей полости маслом.
При работающем двигателе масло, поступающее из нагнетающей
секции масляного насоса через канал регулятора-выключателя (см.
рис. 2.19), попадает на лопатки вращающегося ведущего колеса,
увлекается им, приобретая при этом кинетическую энергию. В
дальнейшем частицы масла, ударяясь в лопатки ведомого колеса,
отдают им энергию, обеспечивая вращение ведомых деталей и
вентилятора. Частота вращения ведомого колеса с вентилятором при
постоянной частоте вращения ведущего колеса зависит от
количества масла, поступающего в полость гидромуфты. Резкое
изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя
сопровождается проскальзыванием ведущего колеса гидромуфты
относительно ведомого, что снижает динамические нагрузки в
приводе.
Регулятор-выключатель золотникового типа установлен на патрубке,
подводящем жидкость к правому блоку Цилиндров. Основными частями
регулятора-выключателя являются: золотник с возвратной пружиной,
термосиловой датчик и переключатель, содержащий пробку 8, рычаг
и фиксатор. В гнезде силового элемента установлены
регулировочные прокладки, позволяющие при необходимости
регулировать температуру срабатывания регулятора-выключателя.
Термосиловой датчик, установленный внутри патрубка трубопровода,
постоянно омывается охлаждающей жидкостью, циркулирующей от
водяного насоса в полость правого блока цилиндров.
Гидравлический привод обеспечивает три
режима работы вентилятора: автоматический — «В», выключенный —
«О» и режим постоянного нерегулируемого вращения — «П» (см. рис.
2.19).
При работе привода в автоматическом режиме рычаг 9 (рис. 2.23)
устанавливается в положение «В». Жидкость, циркулирующая в
патрубке, омывает термосиловой элемент датчика, его активная
масса плавится, увеличиваясь в объеме, и смещает золотник 5,
обеспечивая поступление масла в полость гидромуфты, т. е.
вращение вентилятора. Нагрев жидкости до температуры 80— 90° С
приводит к полному открытию канала, а следовательно, к
интенсивной подаче масла и вращению вентилятора.
Снижение температуры охлаждающей жидкости ниже 85° С приводит к
уменьшению объема управляющего элемента датчика и пружина 4,
смещая золотник 5, уменьшает или прекращает подачу масла в
гидромуфту. После того как масло через отверстия в корпусе
сольется в поддон двигателя, вентилятор остановится или будет
медленно вращаться от встречного потока воздуха при движении
автомобиля.
При отказе регулятора следует установить рычаг переключателя в
положение «П», т. е. в режим постоянного нерегулируемого
вращения. При этом обеспечивается максимальная подача масла и
интенсивное вращение вентилятора.
Длительная работа привода в этом режиме нежелательна. Поэтому
при ближайшем техническом обслуживании следует восстановить
работоспособность регулятора.
При преодолении глубоких бродов рычаг регулятора устанавливается
в положение «О», подача масла прекращается, остаток его стекает
через отверстие в поддон, и вентилятор отключается.