Гидромуфта системы охлаждения двигателя автомобилей КамАЗ-5320

  Главная       Автомобили КАМАЗ      Автомобили КаМАЗ-5320 и Урал-4320 (В.И. Медведков, С.Т. Билык) - 1981 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

 

Устройство и работа системы охлаждения двигателя автомобилей КамАЗ-5320

 

 

Гидромуфта системы охлаждения двигателя автомобилей КамАЗ-5320

 

 

Гидромуфта устанавливается в передней части двигателя соосно с коленчатым валом в полости, образованной передней крышкой блока (см. рис. 2.22) и корпусом подшипника. Ведущий вал в сборе с кожухом, ведущее колесо, ступица шкива и шкив генератора, соединенные болтами и вращающиеся в шарикоподшипниках, составляют ведущую часть гидромуфты. Она приводится во вращение от коленчатого вала двигателя посредством шлицевого вала. Ведомое колесо в сборе с валом и закрепленной на нем ступицей вентилятора, вращающиеся в шарикоподшипниках, составляют ведомую часть гидромуфты. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами.
На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес имеются радиальные лопатки, отлитые вместе с колесами. На ведущем колесе их 33, на ведомом — 32. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.
Передача крутящего момента с ведущего колеса гидромуфты на ведомое колесо происходит при заполнении рабочей полости маслом. При работающем двигателе масло, поступающее из нагнетающей секции масляного насоса через канал регулятора-выключателя (см. рис. 2.19), попадает на лопатки вращающегося ведущего колеса, увлекается им, приобретая при этом кинетическую энергию. В дальнейшем частицы масла, ударяясь в лопатки ведомого колеса, отдают им энергию, обеспечивая вращение ведомых деталей и вентилятора. Частота вращения ведомого колеса с вентилятором при постоянной частоте вращения ведущего колеса зависит от количества масла, поступающего в полость гидромуфты. Резкое изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя сопровождается проскальзыванием ведущего колеса гидромуфты относительно ведомого, что снижает динамические нагрузки в приводе.
Регулятор-выключатель золотникового типа установлен на патрубке, подводящем жидкость к правому блоку Цилиндров. Основными частями регулятора-выключателя являются: золотник с возвратной пружиной, термосиловой датчик и переключатель, содержащий пробку 8, рычаг и фиксатор. В гнезде силового элемента установлены регулировочные прокладки, позволяющие при необходимости регулировать температуру срабатывания регулятора-выключателя. Термосиловой датчик, установленный внутри патрубка трубопровода, постоянно омывается охлаждающей жидкостью, циркулирующей от водяного насоса в полость правого блока цилиндров.
 

 

 

 

Рис. 2.22. Гидромуфта привода вентилятора:
1—передняя крышка: 2—корпус подшипника; 3— кожух; 4, 7, 13, 17— шарикоподшипники; 5 — трубка корпуса подшипника; 6 — шлицевой вал привода ведущих частей гидромуфты; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — ведомое колесо; 10 — ведущее колесо; 11 — шкив; 12 — ступица шкива; 14 — ступица вентилятора; 15— ведомый вал; 16, 18 — уплотнения
 

 

 

 

Рис. 2.23. Регулятор-включатель гидромуфты:
1—крышка; 2 — корпус; 3— шайба; 4 — пружина; 5 — золотник: 6, 7 — кольца уплотнительные; 8— пробка; рычаг; 10 — пружина; 11 — фиксатор; 12— крышка; 13— регулировочная прокладка; 14 — гайка; 15— термосиловой датчик

 

 

 

 

Гидравлический привод обеспечивает три режима работы вентилятора: автоматический — «В», выключенный — «О» и режим постоянного нерегулируемого вращения — «П» (см. рис. 2.19).

При работе привода в автоматическом режиме рычаг 9 (рис. 2.23) устанавливается в положение «В». Жидкость, циркулирующая в патрубке, омывает термосиловой элемент датчика, его активная

масса плавится, увеличиваясь в объеме, и смещает золотник 5, обеспечивая поступление масла в полость гидромуфты, т. е. вращение вентилятора. Нагрев жидкости до температуры 80— 90° С приводит к полному открытию канала, а следовательно, к интенсивной подаче масла и вращению вентилятора.

Снижение температуры охлаждающей жидкости ниже 85° С приводит к уменьшению объема управляющего элемента датчика и пружина 4, смещая золотник 5, уменьшает или прекращает подачу масла в гидромуфту. После того как масло через отверстия в корпусе сольется в поддон двигателя, вентилятор остановится или будет медленно вращаться от встречного потока воздуха при движении автомобиля.

При отказе регулятора следует установить рычаг переключателя в положение «П», т. е. в режим постоянного нерегулируемого вращения. При этом обеспечивается максимальная подача масла и интенсивное вращение вентилятора.

Длительная работа привода в этом режиме нежелательна. Поэтому при ближайшем техническом обслуживании следует восстановить работоспособность регулятора.

При преодолении глубоких бродов рычаг регулятора устанавливается в положение «О», подача масла прекращается, остаток его стекает через отверстие в поддон, и вентилятор отключается.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..