Устройство
кривошипно-шатунного механизма двигателя
автомобилей КаМАЗ-5320 и Урал-4320
Поршни кривошипно-шатунного
механизма двигателя
автомобилей КаМАЗ-5320 и Урал-4320
Поршни (рис. 2.7) изготовлены из
высококремнистого алюминиевого сплава. Применение алюминиевого
сплава улучшает теплоотдачу и уменьшает массу поршней, а
следовательно, и инерционные силы, действующие в
кривошипно-шатунном механизме из-за неравномерного движения
поршней.
В толстостенном днище поршня выполнена открытая тороидальная
камера сгорания, а в головке поршня — три канавки под поршневые
кольца. Верхняя канавка, как наиболее нагруженная, имеет вставку
из жаропрочного чугуна.
Боковая поверхность поршня по высоте бочкообразная (диаметр
головки поршня меньше диаметра юбки). В поперечном сечении юбка
имеет форму эллипса, причем большая ось эллипса расположена в
плоскости, перпендикулярной к оси пальца. Такая конструкция
поршня обеспечивает практическую независимость зазора между
поршнем и гильзой в плоскости движения шатуна от теплового
состояния двигателя и тем самым предотвращает заклинивание
поршня при работе прогретого двигателя. В то же время благодаря
эллиптичности поршня при работе непрогретого двигателя снижается
шум благодаря уменьшенному зазору между поршнем и стенкой
цилиндра.
На поверхность юбки поршня нанесено
коллоидно-графитовое покрытие для улучшения приработки поршня к
гильзе.
Внутренняя форма поршня обеспечивает равномерное распре» деление
потока тепла от днища к юбке. Кольцевое утолщение на нижней
внутренней стороне юбки увеличивает жесткость поршня и дает
возможность при частичном срезании этого утолщения подгонять
поршни по массе.
Нижняя канавка под маслосъемное кольцо имеет отверстия для
отвода масла, снимаемого кольцом с поверхности цилиндра.
На каждом поршне устанавливаются два компрессионных и одно
маслосъемное кольца. Компрессионные кольца изготовлены из
специального чугуна с шаровидным графитом. Рабочая поверхность
наиболее нагруженного верхнего компрессионного кольца покрыта
слоем хрома, а поверхность нижнего — слоем молибдена.
Маслосъемное кольцо сборной конструкции. Оно состоит из
чугунного кольца коробчатого сечения с хромированной рабочей
поверхностью н витого пружинного расширителя. Хромирование колец
повышает их износостойкость.
Поршень с шатуном соединен пустотелым пальцем плавающего типа,
осевое перемещение которого в поршне ограничивается двумя
пружинными стопорными кольцами.
|