Стояночная тормозная система (рис. 154) имеет механический привод,
который воздействует на барабанный тормозной механизм, закрепленный на
раздаточной коробке. Привод включает рукоятку 6 с зубчатым стержнем 5,
кожух 2, который через кронштейн крепится к съемному полу кабины,
защелку 4 стержня с пружиной 3, тягу стержня 1, промежуточный рычаг 26,
регулировочную вилку 25 привода и нажимной рычаг 23.
Тормозной механизм состоит из щита 17, на котором крепятся разжимный и
регулировочный механизмы, а также первичная 14 и вторичная 16 тормозные
колодки. В корпусе 18 разжимного механизма расположен корпус 21 шариков
20, которые связаны с наклонными поверхностями толкателей 19, а
последние с колодками. Регулировочный механизм состоит из корпуса 8, в
котором имеется регулировочный винт 12, воздействующий на сухарь 10.
Регулировочный винт стопорится от проворачивания пластинчатой пружиной
11. При заворачивании регулировочного винта сухарь перемещается и
раздвигает опоры 9 колодок. Первичная 14 и вторичная 16 колодки
прижимаются к толкателям 19 и опорам 9 пружинами 13 и 15. При этом
пружины 13, окрашенные в красный или серый цвет, первичной колодки по
нагрузке уступают пружинам 15, окрашенным в черный цвет, вторичной
колодки, что при движении автомобиля обеспечивает включение сначала
первичной колодки, а затем вторичной.
Включение стояночной тормозной системы происходит при перемещении вверх
рукой рукоятки 6 привода. При этом через стержень 5, тягу стержня 1,
рычаг 26, тягу 24
и нажимной рычаг 23 усилие передается на корпус 21
шариков, которые через толкатели 19 прижимают колодки 14 и 16 к
тормозному барабану 22. Фиксация привода осуществляется автоматически
защелкой 4, которая поджимается пружиной 3 к зубчатому стержню 5.