(рис. 151) предназначен для предохранения
утечки воздуха из системы управления тормозами прицепа при включении
системы регулирования давления в шинах или негерметичности в ней. Клапан
установлен в трубопроводе, идущем от воздушного баллона к крану
управления системой регулирования давления в шинах, и состоит из корпуса
1, к которому четырьмя винтами крепится крышка 3. Между корпусом и
крышкой зажата резиновая диафрагма 2, к которой прижимается поршень 4
под действием пружины 5. В результате диафрагма прижимается к седлу
корпуса, закрывая проход сжатого воздуха из полости А в полость Б.
На выходе из полости Б (вывод II корпуса) установлен обратный клапан,
который состоит из резинового уплотнительного кольца 9, надетого на
корпус 10у изготовленный из полимера. Корпус клапана установлен в
направляющей втулке 12 Клапан прижимается к седлу корпуса пружиной 11,
расположенной между втулкой и корпусом клапана. Втулка удерживается в
корпусе упорным кольцом 13. В крышке 3 установлен регулировочный винт 7,
которым регулируется усилие пружины 5, устанавливающей величину
перепускаемого давления воздуха.
Сжатый воздух из воздушного баллона поступает к выводу I и далее в
полость А под диафрагму 2. При достижении заданного давления сжатый
воздух, преодолевая усилие пружины 5, поднимает диафрагму 2, проходит в
полость Б и, открыв обратный клапан, поступает в вывод
II. При снижении давления в выводе
I диафрагма 2 опускается под действием пружины 5 на седло и разобщает
выводы I и II.
Обратный клапан под действием пружины 11 закрывается и предотвращает
обратное движение сжатого воздуха. Клапан регулируется таким образом,
чтобы в вывод
II воздух поступал при давлении в выводе I
5...5,5 кгс/см2. При этом закрытие клапана происходит при падении
давления в выводе / до величины, близкой к указанной. При завертывании
регулировочного винта 7 повышается, а при вывертывании уменьшается
величина перепускаемого давления.
(рис. 152) установлен на пятой поперечине
рамы и служит для включения и отключения подачи воздуха в питающую
магистраль и клапана управления
тормозами прицепа. Кран состоит из корпуса 5, крышки 3, между которыми
установлена диафрагма 4, закрепленная двумя шайбами и гайкой на штоке 2.
В крышке имеется винтовой профиль, по которому перемещается палец с
толкателем 1, который при повороте рукоятки перемещает шток 2.
Когда рукоятка расположена вдоль оси крана, шток находится в нижнем
положении — клапан 6 открыт, сжатый воздух поступает из ресивера тягача
в питающую магистраль и к крану управления тормозами прицепа. При
повороте рукоятки на 90° от усилия пружины и давления воздуха на
диафрагму шток поднимается вверх, клапан садится на седло в корпусе,
разобщая магистрали. Воздух из отсоединенной магистрали через отверстия
в штоке и крышке выходит в атмосферу. После этого можно расцепить
соединительные головки.
ГАЗ-66-11. Соединительные головки типа «Палм»
тормозов
(рис. 153) предназначены
для соединения двухпроводного пневматического
тормозного привода прицепа с пневмоприводом автомобиля-тягача. На
автомобиле-тягаче установлены две соединительные головки рядом с
буксирным прибором: правая по ходу автомобиля — питающей магистрали,
левая — управляющей. Головки типа «Палм» соединяются с такими же
головками, установленными на пневматических шлангах привода тормозов
прицепа.
В алюминиевом корпусе 5 соединительной головки вставлен резиновый
уплотнитель 2. В выступе корпуса залита стальная вставка /, входящая в
зацепление со стальной направляющей пластиной 4, которая крепится к
корпусу двумя винтами с пружинными шайбами. На корпусе головки штифтом
крепится защитная крышка 3, изготовленная из полимерного материала.
Крышки головок питающей магистрали окрашены в красный цвет, а
управляющей — в синий. Крышка предохраняет внутреннюю полость
соединительной головки от загрязнения при отсоединенной головке прицепа.
Перед соединением головок тягача и прицепа отводят защитные крышки
головок от резиновых уплотнителей, а затем совмещают резиновые
уплотнители головок так, чтобы стальная вставка 1 одной головки
находилась против направляющей пластины 4 другой. Слегка сжимая
резиновые уплотнители, повертывают головку прицепа до совпадения
выступов на вставках с пазами направляющих пластин, что и обеспечивает
удержание головок.
При разъединении головок головку прицепа повертывают в обратном
направлении до выхода стальных вставок из направляющих пластин, после
чего закрывают внутренние полости головок крышками.
ГАЗ-66-11. Принцип работы рабочей и запасной
тормозных систем
(см. рис. 143). При работе двигателя во
впускной трубе создается разрежение (вакуум), которое по вакуумному
трубопроводу и через запорный
клапан 12 поступает в гидровакуумные усилители тормозов 4 и 11.
Одновременно сжатый воздух из компрессора поступает в воздушный баллон
7 тягача. Давление воздуха контролируют по манометру. В случае
присоединения прицепа разобщительный кран 8 открыт, воздух поступает
через соединительную головку 9 в питающую магистраль прицепа и
одновременно к клапану управления 10 тормозами прицепа.
При торможении жидкость из главного цилиндра 1 поступает в
гидровакуумные усилители, откуда под большим давлением в цилиндры
колесных тормозных механизмов. При этом передняя полость главного
цилиндра и один из гидровакуумных усилителей связаны с тормозными
механизмами передних, а вторичная полость главного цилиндра и другой
усилитель — с тормозными механизмами задних колес. Одновременно жидкость
из обоих контуров привода поступает к клапану управления тормозами
прицепа 10, который обеспечивает подачу сжатого воздуха в управляющую
магистраль прицепа и его торможение.
После окончания торможения поршни гидровакуумных усилителей и клапана
управления тормозами прицепа возвращается в исходное положение, а
жидкость из системы — в рабочие полости главного цилиндра. Сжатый воздух
из управляющей магистрали прицепа поступает в атмосферу через клапан 6
(см. рис. 150) клапана управления тормозами прицепа.
При неисправности в одном из контуров гидропривода исправный контур
обеспечивает достаточно эффективное (запасное) торможение автомобиля и
включение тормозов прицепа на полную эффективность. При этом из-за
разности давлений в контурах гидропривода автомобиля срабатывает
сигнализатор 14 (см. рис. 143), который включает контрольную лампу на
панели приборов. При падении давления воздуха в воздушном баллоне
автомобиля
ниже допустимого (4,8 кгс/см2) под действием
расположенного на нем датчика срабатывает включатель зуммера 7.