(рис. 147) диафрагменного типа служит для
увеличения давления в тормозном приводе, чем снижает усилие на тормозной
педали. При выходе из строя гидровакуумного усилителя или нарушении
герметичности вакуумного трубопровода резко снижается эффективность
торможения. Принцип действия усилителя заключается в использовании
разрежения
во впускной трубе двигателя для создания
дополнительного давления в системе гидравлического привода рабочей
тормозной системы.
Рис. 147. Гидровакуумный усилитель тормозов
Гидровакуумный усилитель состоит из камеры усилителя, гидравлического
цилиндра и клапана управления. Камера усилителя образуется из двух
корпусов 1, 21. Передний корпус 21 через вакуумный трубопровод и
запорный клапан 12 (см. рис. 143) соединен с впускной трубой 15
двигателя, а задний корпус 1 (см. рис. 147) с помощью резинового шланга
с корпусом 10 клапана управления. Между корпусами установлена резиновая
диафрагма, которая удерживается между ними с помощью двух хомутов 22.
Внутренней частью диафрагма крепится на толкателе (штоке) 4 с помощью
тарелки 3, шайбы 23 и гайки. На тарелку действует возвратная пружина 5.
На рис. 147 цифрой 13 обозначен перепускной клапан.
В корпусе гидравлического цилиндра 19 находится поршень 16, который
через штифт соединен с штоком 4. Между поршнем и штоком расположен
пластинчатый толкатель клапана 17, который воздействует на шариковый
клапан 15. На поршне установлены уплотнительная резиновая манжета 14 и
упорная шайба 18. В цилиндре имеется корпус уплотнителей 20 с резиновыми
манжетами, в котором перемещается шток.
Клапан управления усилителя состоит из корпуса 10, крышки 9, поршня 12 с
манжетами и диафрагмой, которая крепится на клапане с помощью плоской и
зубчатой шайб. В корпусе расположены возвратная пружина 11 клапана,
вакуумный 6 и атмосферный 8 клапаны, посаженные на общий стержень.
Атмосферный клапан прижимается к седлу пружиной 7. Крышка клапана через
воздушный трубопровод соединена с воздушным фильтром 3 (см. рис. 143)
усилителя.
При работе двигателя во впускной трубе 15 создается разрежение,
которое через вакуумный трубопровод и запорный клапан передается в
полость первичной камеры 21 (см. рис. 147) и усилителя и затем через
Г-образное отверстие в цилиндре в полость V клапана управления. Далее
разрежение распространяется через центральное отверстие в клапане в
полость IV, откуда через шланг — в полость I, вторичной камеры
усилителя. Таким образом во всех полостях камеры усилителя и клапана
управления создается одинаковое разрежение, а детали усилителя занимают
положение, показанное на рис. 147.
При нажатии на тормозную педаль из полостей главного цилиндра тормозная
жидкость под давлением поступает в усилители. Давлением жидкости
перемещается поршень 12 клапана управления. При этом клапан управления в
начале хода садится седлом на резиновый вакуумный клапан 6, разобщая в
гидровакуумном усилителе полости II и V от полостей I и IV. При
дальнейшем движении поршня клапана управления отходит от своего седла
атмосферный клапан 8. В результате воздух из полости III крышки 9
клапана управления поступает в полость IV клапана управления и далее
через шланг в полость I камеры гидровакуумного усилителя тормозов. Под
действием разности давлений (атмосферного воздуха и разрежения)
диафрагма 2 перемещает шток 4 с поршнем 16 силового цилиндра усилителя.
В поршень 16 под действием пружинки шариковый клапан 15 поршня садится в
седло поршня, отсоединяя гидравлическую полость высокого давления от
полости низкого давления. В результате этого на поршень со стороны
полости низкого давления действуют давление от главного цилиндра и силы
от штока. Давление передается в колесные цилиндры тормозных механизмов.
Пропорционально усилию нажатия на тормозную педаль создается давление в
тормозной системе. Пропорциональность достигается за счет
работы клапана управления. На поршень клапана
управления 12 действует жидкость под давлением, созданным в главном
цилиндре. Величина давления пропорциональна усилию нажатия на тормозную
педаль. Поскольку под действием давления жидкости клапан управления
открывает атмосферный клапан, в полость IV клапана управления и полость
I
камеры усилителя будет поступать воздух до тех пор, пока сила,
полученная от давления воздуха на диафрагму клапана управления, не
уравновесит силу от давления жидкости на поршень. В этом случае оба
клапана (атмосферный 8 и вакуумный 6) сядут на свои седла. Таким образом
в полостях I
и II
создается вполне определенное давление, пропорциональное усилию нажатия
на тормозную педаль.
В случае увеличения нажатия на педаль откроется атмосферный клапан и
часть воздуха поступит в полости IV и /, чем увеличит давление жидкости
в системе. При уменьшении усилия нажатия иа педаль под действием
находящегося воздуха над диафрагмой клапан управления переместится вниз.
При этом откроется вакуумный клапан 6 и часть воздуха из полостей IV над
диафрагмой и из полосуй I
камеры 1 посту-
пит в двигатель. Давление воздуха в камере уменьшится, а следовательно,
уменьшится и гидравлическое давление в системе. В клапане управления
создастся равенство сил от давления жидкости на поршень и воздуха на
диафрагму клапана управления.
При снятии усилия с тормозной педали гидравлическое давление под поршнем
клапана управления падает и клапан управления под действием давления
воздуха и пружины 11 возвращается в исходное положение. Атмосферный
клапан 8 закрывается, а вакуумный 6 открывается, в результате чего
воздух из клапана управления и камер усилителя поступит в двигатель. Во
всех полостях усилителя устанавливается разрежение (вакуум). Система
расторможена и готова к последующему торможению.
Воздушный фильтр 3 (см. рис. 143) установлен
на съемном поле кабины и соединен трубопроводами с гидровакуумными
усилителями тормозов. Фильтр состоит из корпуса, крышки и фильтрующего
элемента в виде капроновой путанки. Забор воздуха из кабины и
прохождение его через воздушный фильтр обеспечивают качественную его
очистку.