ГАЗ-66-11. Амортизаторы (устройство и ремонт)

  Главная      Автомобили - ГАЗ     Автомобиль ГАЗ-66-11: Устройство, техническое обслуживание и ремонт (А.М. Бутусов) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

ГАЗ-66-11. Амортизаторы (устройство и ремонт)

 


Амортизаторы снимают с автомобиля, стоящего на колесах. Для обеспечения доступа к амортизаторам передней подвески повертывают колесо до отказа.

Снятие амортизатора. Отвертывают гайку на нижнем пальце, снимают шайбу и резиновую втулку; отвертывают такую же гайку на верхнем пальце 9, снимают шайбу и резиновую втулку 8. Снимают амортизатор. Устанавливают амортизатор в порядке, обратном снятию. Гайки на пальцах затягивают моментом 7...10 кгс- м.

Проверка амортизатора. Работу амортизатора, т. е. усилия амортизатора при ходе растяжения и сжатия, проверяют на специальном стенде в вертикальном положении при ходе поршня 100±2 мм и частоте возвратно-поступательных движений 80±2 цикла в минуту. На стенде снимают диаграмму усилий сопротивления. Усилия сопротивления при ходе растяжения должны быть 275...395 кгс при ходе сжатия 75...135 кгс.

 

Если нет стенда, зажимают амортизатор вертикально за нижнюю проушину и прокачивают за верхнюю проушину не менее 5 раз. У исправного амортизатора шток должен перемещаться равномерно, без рывков и вибраций при положении постоянной нагрузки 30±0,1 кгс. Время перемещения на длине рабочего хода растяжения не более 20 с. Если амортизатор прокачивается без сопротивления или, наоборот, сопротивление очень велико, его заменяют или ремонтируют.

Кроме потери эффективности у амортизатора может появиться подтекание масла через уплотнения штока в верхней части. Для устранения течи достаточно подтянуть гайку 16 (см. рис. 122). При этом увеличивается натяг резиновых сальников 19 и 23 штока и резиновых уплотнительных колец 13 резервуара.

Порядок подтяжки гайки резервуара амортизатора: закрепляют

амортизатор за нижнюю проушину в тисках, вытягивают за проушину шток в крайнее положение и специальным ключом (рис. 124) подтягивают гайку моментом 7...9 кгс* м. Если после подтяжки гайки течь не устраняется, амортизатор разбирают и осматривают детали уплотнений. Гайку можно подтягивать и у амортизатора, установленного на автомобиле.

Разборка амортизатора. Зажимают в тисках нижнюю проуши-у I (см. рис. 122); выдвигают шток

10 за верхнюю проушину 18 вверх до отказа; отвертывают гайку 16 резервуара специальным ключом; вынимают из амортизатора (вверх по штоку) стальную шайбу 14, резиновое кольцо 13, обойму 15 сальников вместе с верхним сальником 19 и его обойму 17, войлочный сальник 22 и резиновый сальник 23 штока. Вынимают второе резиновое кольцо 13; вынимают шток с поршнем 7 вместе с направляющей втулкой 12 из цилиндра 5 и дают стечь маслу в цилиндр или резервуар.

Освобождают из тисков нижнюю часть амортизатора и ставят так, чтобы не разлить масло. Прикрывают резервуар от попадания грязи чистым листом бумаги. Закрепляют шток за проушину 18 в тисках и отвертывают гайку 31 клапана отдачи торцовым ключом. Снимают со штока поршень 7 с деталями клапанов, снимают направляющую втулку 12 штока и вынимают из нее резиновое кольцо 25. Снимают со штока все резиновые сальники.

Легкими ударами алюминиевого или медного стержня с закругленными краями выбивают клапан сжатия в сборе из цилиндра; торцовым ключом отвертывают гайку 34 клапана сжатия, предварительно зажав стакан 2 в тиски. Снимают последовательно ограничительную тарелку 33, тарелку клапана 4У втулку клапана 32 и пружину 35; тщательно промывают в керосине все детали и продувают сжатым воздухом, после чего осматривают и отбраковывают поврежденные и неисправные детали.

 

 

 

 

Рис. 124. Специальный ключ для разборки амортизатора

 

 

 

Контроль и осмотр деталей. Детали амортизатора, как правило, не ремонтируют, а заменяют новыми в следующих случаях:

шток 10 амортизатора, если на его рабочей поверхности имеются царапины, задиры, забоины или рябь от изнашивания хромированного слоя и коррозии, а также при повреждении резьбового хвостовика;

сальник 23 штока при изнашивании или повреждении кольцевых
гребешков на внутренней поверхности. Внутренняя коническая поверхность обоймы 15 сальника должна быть чистой и гладкой без заусениц;

уплотнительное резиновое кольцо 13, если кольцо повреждено при разборке, а также в том случае, когда кольцо 13 сильно деформировано и дало усадку;

уплотнительное резиновое кольцо 25, если изношены рабочие поверхности;

направляющую втулку 12, если отверстие под шток имеет диаметр более 19,04 мм или если отверстие повреждено царапинами или задирами;

цилиндр 5 амортизатора, если на его поверхности (а не на кожухе 11) имеются надиры или следы от коррозии;

поршень 7 и кольцо 8 одновременно с заменой цилиндра из-за наличия царапин и надиров на рабочих поверхностях;

тарелки клапанов 9, 4 и перепускные отверстия 27, если неплоскостность тарелок более 0,05 мм.

 

 

Сборка амортизатора. Сборку амортизатора начинают со сборки клапана сжатия. Перед его сборкой проверяют легкость перемещения втулки 32 в гайке 34 клапана. В случае закусывания или затрудненного перемещения втулки клапана добиваются ее свободного перемещения. Проводят притирку втулки 32 клапана сжатия к седлу гайки 34, чтобы после притирки на клапане и седле гайки образовались равномерные засветленные полоски (до 1 мм). Проверяют неплоскостность выступов на корпусе 3 клапана и при необходимости притирают до появления равномерных полосок по вершинам кольцевых выступов. Промывают детали после притирки.

Собирая клапан сжатия, закрепляют в тисках стакан 2; подсобирают корпус 3 с тарелками 4 и 33, с втулкой 32 и пружиной 35. Ввертывают гайку 34 в стакан 2 и затягивают ее до отказа. Тарелку 4 клапана устанавливают к кольцевым выступам корпуса неработавшей стороной. Если амортизатор перебирался неоднократно и детали притирались, то устанавливают новую тарелку. Запрессовывают корпус клапана сжатия в цилиндр 5. Закрепляют шток за проушину 18 в тисках; устанавливают на шток гайку 16, алюминиевую шайбу 20 и обойму 17 верхнего сальника.

С помощью оправки (рис. 125) устанавливают на шток верхний резиновый сальник 19 (см. рис. 122) конусной частью к проушине, стальную шайбу 21 и войлочное кольцо 22. Перед сборкой войлочное кольцо смачивают жидкостью АЖ-12Т. Устанавливают на наружную поверхность обоймы 15 сальников резиновое кольцо 13 и шайбу 14

 устанавливают на шток подсобранную обойму 15 сальников. С помощью той же оправки устанавливают на шток резиновый сальник 23 так, чтобы имеющаяся на нем надпись «Низ» была обращена к поршню. Перед установкой на внутреннюю поверхность сальников 19 и 23 наносят слой ЦИАТИМ-201.

Устанавливают на шток конусную шайбу сальника и пружину 24; подсобирают направляющую втулку 12 штока с резиновыми кольцами 13 и 25 и устанавливают на шток. Устанавливают на хвостовике штока ограничительную тарелку 26, на ограничительную тарелку тарелку 9 клапана, на хвостовик штока поршень 7 юбкой к резьбовому концу, втулку 29 штока, клапан 28, пружину 30 клапана отдачи и затягивают гайку штока. Момент затяжки гайки
1,6...2,2 кгс* м.

Проверяют, нет ли защемления тарелки 9 клапана торцами ограничительной тарелки 26 и поршнем 7. Тарелка 9 должна вращаться свободно. Раскернивают в двух противоположных местах гайку 31. Кернят на диаметре 14 мм глубину 1,5... 0,5 мм; закрепляют резервуар 6 за проушину 1 в тисках и вставляют в него цилиндр 5 с клапаном сжатия в сборе. Придерживая цилиндр

 

на весу, заливают в него масло, не доливая 35...40 мм до верхнего края. Остаток масла выливают в резервуар.

Берут подсобранный шток и вставляют поршень 7 в цилиндр 5. Для захода поршневого кольца на торце цилиндра имеется фаска. Для дальнейшего продвижения поршня, в цилиндре шток слегка покачивают. Это облегчает ввод поршня с кольцом в цилиндр. Опускают цилиндр вместе с введенным в него поршнем в резервуар 6; вводят в резервуар 6 и цилиндр 5 направляющую втулку 12 штока; вставляют между резервуаром и буртом направляющей втулки штока резиновое кольцо, установив его в посадочном гнезде; подсобирают на штоке обойму с резиновыми и войлочными сальниками и верхнюю обойму с верхним резиновым сальником; вставляют в резервуар подсобранные обоймы; вставляют между обоймой и резервуаром резиновое кольцо 13 и прижимают его вниз до отказа. Ставят на кольцо шайбу 14 и затягивают гайку 16 моментом 7...9 кгс* м. Прокачивают амортизатор и убеждаются в его нормальной работе.

Для проверки герметичности сальников после сборки выдерживают амортизаторы в горизонтальном положении с вдвинутым до отказа штоком не менее 6 ч.

 

 

 

 

Рис. 125. Оправка для надевания сальника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..