Амортизаторы снимают с автомобиля, стоящего на колесах. Для обеспечения
доступа к амортизаторам передней подвески повертывают колесо до отказа.
Снятие амортизатора. Отвертывают гайку на нижнем пальце, снимают шайбу и
резиновую втулку; отвертывают такую же гайку на верхнем пальце 9,
снимают шайбу и резиновую втулку 8. Снимают амортизатор. Устанавливают
амортизатор в порядке, обратном снятию. Гайки на пальцах затягивают
моментом 7...10 кгс- м.
Проверка амортизатора. Работу амортизатора, т. е. усилия амортизатора
при ходе растяжения и сжатия, проверяют на специальном стенде в
вертикальном положении при ходе поршня 100±2 мм и частоте
возвратно-поступательных движений 80±2 цикла в минуту. На стенде снимают
диаграмму усилий сопротивления. Усилия сопротивления при ходе растяжения
должны быть 275...395 кгс при ходе сжатия 75...135 кгс.
Если нет стенда, зажимают амортизатор вертикально
за нижнюю проушину и прокачивают за верхнюю проушину не менее 5 раз. У
исправного амортизатора шток должен перемещаться равномерно, без рывков
и вибраций при положении постоянной нагрузки 30±0,1 кгс. Время
перемещения на длине рабочего хода растяжения не более 20 с. Если
амортизатор прокачивается без сопротивления или, наоборот, сопротивление
очень велико, его заменяют или ремонтируют.
Кроме потери эффективности у амортизатора может появиться подтекание
масла через уплотнения штока в верхней части. Для устранения течи
достаточно подтянуть гайку 16 (см. рис. 122). При этом увеличивается
натяг резиновых сальников 19 и 23 штока и резиновых уплотнительных колец
13 резервуара.
Порядок подтяжки гайки резервуара амортизатора: закрепляют
амортизатор за нижнюю проушину в тисках, вытягивают за проушину шток в
крайнее положение и специальным ключом (рис. 124) подтягивают гайку
моментом 7...9 кгс* м. Если после подтяжки гайки течь не устраняется,
амортизатор разбирают и осматривают детали уплотнений. Гайку можно
подтягивать и у амортизатора, установленного на автомобиле.
Разборка амортизатора. Зажимают в тисках нижнюю проуши-у I (см.
рис. 122); выдвигают шток
10 за верхнюю проушину 18 вверх до отказа; отвертывают гайку 16
резервуара специальным ключом; вынимают из амортизатора (вверх по штоку)
стальную шайбу 14, резиновое кольцо 13, обойму 15 сальников вместе с
верхним сальником 19 и его обойму 17, войлочный сальник 22 и резиновый
сальник 23 штока. Вынимают второе резиновое кольцо 13; вынимают шток с
поршнем 7 вместе с направляющей втулкой 12 из цилиндра 5 и дают стечь
маслу в цилиндр или резервуар.
Освобождают из тисков нижнюю часть амортизатора и ставят так, чтобы не
разлить масло. Прикрывают резервуар от попадания грязи чистым листом
бумаги. Закрепляют шток за проушину 18 в тисках и отвертывают гайку 31
клапана отдачи торцовым ключом. Снимают со штока поршень 7 с деталями
клапанов, снимают направляющую втулку 12 штока и вынимают из нее
резиновое кольцо 25. Снимают со штока все резиновые сальники.
Легкими ударами алюминиевого или медного стержня с закругленными краями
выбивают клапан сжатия в сборе из цилиндра; торцовым ключом отвертывают
гайку 34 клапана сжатия, предварительно зажав стакан 2 в тиски. Снимают
последовательно ограничительную тарелку 33, тарелку клапана 4У втулку
клапана 32 и пружину 35; тщательно промывают в керосине все детали и
продувают сжатым воздухом, после чего осматривают и отбраковывают
поврежденные и неисправные детали.
Рис. 124. Специальный ключ для разборки
амортизатора
Контроль и осмотр деталей. Детали
амортизатора, как правило, не ремонтируют, а заменяют новыми в следующих
случаях:
шток 10 амортизатора, если на его рабочей поверхности имеются царапины,
задиры, забоины или рябь от изнашивания хромированного слоя и коррозии,
а также при повреждении резьбового хвостовика;
сальник 23 штока при изнашивании или повреждении кольцевых
гребешков на внутренней поверхности. Внутренняя коническая поверхность
обоймы 15 сальника должна быть чистой и гладкой без заусениц;
уплотнительное резиновое кольцо 13, если кольцо повреждено при разборке,
а также в том случае, когда кольцо 13 сильно деформировано и дало
усадку;
уплотнительное резиновое кольцо 25, если изношены рабочие поверхности;
направляющую втулку 12, если отверстие под шток имеет диаметр более
19,04 мм или если отверстие повреждено царапинами или задирами;
цилиндр 5 амортизатора, если на его поверхности (а не на кожухе 11)
имеются надиры или следы от коррозии;
поршень 7 и кольцо 8 одновременно с заменой цилиндра из-за наличия
царапин и надиров на рабочих поверхностях;
тарелки клапанов 9, 4 и перепускные отверстия 27, если неплоскостность
тарелок более 0,05 мм.
Сборка амортизатора. Сборку амортизатора
начинают со сборки клапана сжатия. Перед его сборкой проверяют легкость
перемещения втулки 32 в гайке 34 клапана. В случае закусывания или
затрудненного перемещения втулки клапана добиваются ее свободного
перемещения. Проводят притирку втулки 32 клапана сжатия к седлу гайки
34, чтобы после притирки на клапане и седле гайки образовались
равномерные засветленные полоски (до 1 мм). Проверяют неплоскостность
выступов на корпусе 3 клапана и при необходимости притирают до появления
равномерных полосок по вершинам кольцевых выступов. Промывают детали
после притирки.
Собирая клапан сжатия, закрепляют в тисках стакан 2; подсобирают корпус
3 с тарелками 4 и 33, с втулкой 32 и пружиной 35. Ввертывают гайку 34 в
стакан 2 и затягивают ее до отказа. Тарелку 4 клапана устанавливают к
кольцевым выступам корпуса неработавшей стороной. Если амортизатор
перебирался неоднократно и детали притирались, то устанавливают новую
тарелку. Запрессовывают корпус клапана сжатия в цилиндр 5. Закрепляют
шток за проушину 18 в тисках; устанавливают на шток гайку 16,
алюминиевую шайбу 20 и обойму 17 верхнего сальника.
С помощью оправки (рис. 125) устанавливают на шток верхний резиновый
сальник 19 (см. рис. 122) конусной частью к проушине, стальную шайбу 21
и войлочное кольцо 22. Перед сборкой войлочное кольцо смачивают
жидкостью АЖ-12Т. Устанавливают на наружную поверхность обоймы 15
сальников резиновое кольцо 13 и шайбу 14
устанавливают на шток подсобранную обойму 15
сальников. С помощью той же оправки устанавливают на шток резиновый
сальник 23 так, чтобы имеющаяся на нем надпись «Низ» была обращена к
поршню. Перед установкой на внутреннюю поверхность сальников 19 и 23
наносят слой ЦИАТИМ-201.
Устанавливают на шток конусную шайбу сальника и пружину 24; подсобирают
направляющую втулку 12 штока с резиновыми кольцами 13 и 25 и
устанавливают на шток. Устанавливают на хвостовике штока ограничительную
тарелку 26, на ограничительную тарелку тарелку 9 клапана, на хвостовик
штока поршень 7 юбкой к резьбовому концу, втулку 29 штока, клапан 28,
пружину 30 клапана отдачи и затягивают гайку штока. Момент затяжки гайки
1,6...2,2 кгс* м.
Проверяют, нет ли защемления тарелки 9 клапана торцами ограничительной
тарелки 26 и поршнем 7. Тарелка 9 должна вращаться свободно.
Раскернивают в двух противоположных местах гайку 31. Кернят на диаметре
14 мм глубину 1,5... 0,5 мм; закрепляют резервуар 6 за проушину 1 в
тисках и вставляют в него цилиндр 5 с клапаном сжатия в сборе.
Придерживая цилиндр
на весу, заливают в него масло, не доливая 35...40
мм до верхнего края. Остаток масла выливают в резервуар.
Берут подсобранный шток и вставляют поршень 7 в цилиндр 5. Для захода
поршневого кольца на торце цилиндра имеется фаска. Для дальнейшего
продвижения поршня, в цилиндре шток слегка покачивают. Это облегчает
ввод поршня с кольцом в цилиндр. Опускают цилиндр вместе с введенным в
него поршнем в резервуар 6; вводят в резервуар 6 и цилиндр 5
направляющую втулку 12 штока; вставляют между резервуаром и буртом
направляющей втулки штока резиновое кольцо, установив его в посадочном
гнезде; подсобирают на штоке обойму с резиновыми и войлочными сальниками
и верхнюю обойму с верхним резиновым сальником; вставляют в резервуар
подсобранные обоймы; вставляют между обоймой и резервуаром резиновое
кольцо 13 и прижимают его вниз до отказа. Ставят на кольцо шайбу 14 и
затягивают гайку 16 моментом 7...9 кгс* м. Прокачивают амортизатор и
убеждаются в его нормальной работе.
Для проверки герметичности сальников после сборки выдерживают
амортизаторы в горизонтальном положении с вдвинутым до отказа штоком не
менее 6 ч.