Срок службы двигателя и его надежность в эксплуатации зависят не только
от качества отремонтированных деталей и сборки, но в значительной мере
от правильного проведения приработки трущихся рабочих поверхностей.
Приработка в собранном двигателе в основном происходит в первые часы его
работы. Поэтому в это время создают наиболее благоприятные условия для
приработки поверхностей трения, исключающие задиры, заедания деталей и
повышенное изнашивание. Для этого подсобирают оптимальные режимы,
которые обеспечивают:
сглаживание шероховатостей на поверхностях трения, образовавшихся при их
механической обработке;
исправление волнистости и отступлений от правильной геометрической формы
поверхностей трения.
Для полной приработки двигателя обкатку, так как это длительный процесс,
разбивают на два периода: обкатка на стенде; обкатка на автомобиле при
эксплуатации.
Стендовую обкатку отремонтированного двигателя производят в течение 1 ч
по следующему режиму:
а) холодная обкатка при 1000... 1200 об/мин в течение 20 мин;
б) горячая обкатка на бензине на холостом ходу. Плвный подъем оборотов
от 1000 до 3000 об/мин в течение 35 мин. Плавный сброс оборотов в
течение 5 мин.
Во время стендовой обкатки двигателя применяют менее вязкое масло, чем
при эксплуатации. Для этой цели рекомендуется масло ИС-20, которое
сочетает в себе важные качества, влияющие на процесс приработки: высокую
охлаждаю-
щую способность, хорошую смазывающую способность и прочную масляную
пленку, способность масляной пленки быстро удалять с поверхности трения
продукты износа, возможность быстрой очистки масла от продуктов
изнашивания.
В процессе стендовой обкатки двигателя температуру масла в его картере
поддерживают в пределах
70...90°С; температуру воды, выходящей из рубашки охлаждения, —
75...90 °С.
По окончании стендовой обкатки жидкое масло в картере заменяют на масло
нормальной вязкости. На этом
масле проверяют, принимают и регулируют двигатель.
Давление масла в масляной магистрали на хорошо прогретом двигателе
должно быть: при 500/мин не ниже 1,0 кг/см2, при 1000 об/мин не ниже
1,75 кг/см2, при 2000 об/мин и выше — в пределах 2,75...3,75 кг/см2.
У отремонтированных двигателей не допускаются: течь воды, масла, бензина
и пропуск газов через прокладки. При приемке двигателя на стенде
проверяют его работу на слух. Шум работающего двигателя должен быть
ровным, без резко выделяющихся местных шумов. Двигатели прослушивают в
хорошо прогретом состоянии. Работу клапанной группы прослушивают без
стетоскопа при оборотах двигателя в пределах от 500 до 1500 об/мин.
Толкатели, масляный насос и привод распределителя прослушивают также без
стетоскопа при 100... 1500 об/мин. Работу кривошипно-шатунного механизма
прослушивают стетоскопом при плавном изменении числа оборотов
коленчатого вала в интервале до 2500 об/мин. Двигатели подлежат
переборке, если прослушиваются: стук поршневых пальцев и коренных
подшипников; стуки или резкий шум высокого тона распределительных
шестерен; резкие выделяющиеся стуки клапанов и толкателей; резкий стук и
шум высокого тона шестерен масляного насоса и его привода; шум высокого
тона и писк крыльчатки и подшипников водяиого насоса, прослушиваемые
невооруженным ухом; стук и дребезг поршней и поршневых колец, а также
стуки шатунных подшипников, прослушиваемые стетоскопом. Однако при
работе двигателя допускаются: равномерный стук клапанов и толкателей,
сливающийся в общий шум; периодический стук клапанов и толкателей при
нормальных зазорах между клапанами и коромыслами; выделяющийся стук
клапанов и толкателей, исчезающий или проявляющийся при плавном
изменении числа оборотов двигателя; ровный, не резкий шум высокого тона
от работы привода распределителя; не выделяющийся
из общего фона шум шестерен масляного насоса.
После приемки двигатель устанавливают на автомобиль. Второй период
приработки деталей двигателя производят при его работе на автомобиле.
Продолжительность обкатки установлена в 1000 км пробега.
В этот период соблюдают основные правила обкатки:
не начинают движения без прогрева двигателя на холостых оборотах до
устойчивой работы его без подсоса;
избегают езду с большими скоростями движения (не более 45 км/ч);
не перегружают двигатель (нагрузка автомобиля не должна превышать в
период обкатки 1500 кг);
езда с прицепом во время обкатки не допускается. Избегают езду по
тяжелым дорогам (глубокой грязи, песку, крутым подъемам) даже с
уменьшенной нагрузкой.
Наименование деталей двигателя ремонтных размеров приведено в прил. 3.