УСТРОЙСТВО И РАБОТА СИНХРОНИЗАТОРА АВТОМОБИЛЕЙ
ГАЗ-69 и ГАЗ-69А
Включение второй и третьей передач осуществляется при помощи
синхронизатора, который позволяет включать передачу только после того,
как выравнены скорости вращения вторичного вала и шестерни включаемой
передачи, благодаря чему включение передач, происходит бесшумно.
Устройство синхронизатора показано на фиг. 68. В ступице 10, сидящей на
шлицах вторичного вала, имеются три паза, в которых помещаются ползуны
2.
Шарики 4, находящиеся в отверстиях ползунов, при помощи пружин 5
прижимаются к полукруглой канавке на внутренней поверхности муфты 9.
На конусах первичного вала и шестерни второй передачи сидят
блокировочные бронзовые кольца 11. Трение между конусами колец и
шестерен и обеспечивает выравнивание (синхронизацию) скоростей вращения
включаемых элементов. На внутренних конусах колец сделана мелкая (шаг
0,6 мм) винтовая нарезка для того, чтобы разрывать масляную пленку и
создавать наибольшее трение между поверхностями конусов при работе
синхронизатора.
Так как ползуны 2, находящиеся в пазах ступицы 10, своими концами входят
в прорези колец 11, последние всегда вращаются вместе со ступицей 10.
Кольца 11 могут поворачиваться относительно ступицы на величину зазора
между ползунами и пазами в кольцах (зазор равен приблизительно половине
шага зубьев венцов включения передач 8).
Действие синхронизатора состоит из двух этапов: при включении передачи
муфта 9 через шарики 4 перемещает ползуны 2, которые своими торцами
прижимают блокировочное кольцо 11 к конусу первичного вала или шестерни
второй передачи. Вследствие трения, возникшего между конусами,
блокировочное кольцо несколько поворачивается (в пределах зазора между
прорезью кольца и ползуном) - завершается первый этап синхронизации. При
дальнейшем движении муфты 2 скосы зубьев ее воздействуют на скосы
блокировочного кольца, трение между конусами увеличивается, зубья муфты
входят в зацепление с зубьями блокировочного кольца - завершается второй
этап синхронизации, происходит полное выравнивание скоростей вращения
включаемой передачи и муфты 9. При дальнейшем перемещении зубья муфты
плавно и без ударов входят в зацепление с зубьями венца первичного вала
или шестерни второй передачи.