Коленчатый вал балансируется в сборе с
маховиком и сцеплением. Крышки коренных подшипников чугунные.
Перемещение вала в продольном направлении ограничивается упорными
шайбами, расположенными по обеим сторонам первого коренного подшипника.
В каждой шатунной шейке вала имеется полость (грязеуловитель). При
разборке двигателя грязеуловители надо очищать, для чего необходимо
отвернуть резьбовые пробки, очистить полости (металлическим ершом,
проволокой), промыть их и все каналы керосином, продуть воздухом,
завернуть до упора пробки и закернить.
Для предотвращения утечки масла концы коленчатого вала уплотнены
сальниками.
Самоотвертыванию гаек крепления крышек коренных подшипников препятствует
установка гаек на герметик «Унигерм-9» или стопорная пластина.
В случае вскрытия коренного подшипника, гайки которого были застопорены
герметиком, необходимо с гайки и шпильки удалить остатки ранее
примененного герметика, тщательно протереть их, обезжирить бензином и
просушить.
После наживления гайки на шпильку нанести на резьбовую часть гайки 2—3
капли герметика.
В случае отсутствия герметика стопорение гаек необходимо производить
стопорной пластиной.
В случае вывертывания шпилек при вскрытии коренного подшипника
вывернувшиеся шпильки завертывать в блок с нанесением на резьбу шпилек
по 2—3 капли герметика «Унигерм-9». Шпильки при этом должны быть
обезжирены.
Маховик крепится к фланцу коленчатого вала с помощью четырех болтов.
Для увеличения ресурса двигателя до первого
капитального ремонта рекомендуется в процессе эксплуатации (но не в
гарантийный период) произвести замену поршневых колец и вкладышей
коленчатого вала.
Вкладыши коренных подшипников подлежат замене при падении давления масла
на прогретом двигателе ниже 100 кПа (1,0 кгс/см2) при 1200 об/мин, что соответстзует скорости движения на прямой передаче 35—40 км/ч. Масляный
радиатор при контроле давления масла должен быть выключен. Движение с
давлением масла меньше 100 кПа (1,0 кгс/см2) на указанной и более
высокой скорости не допускается.
При замене коренных вкладышей шатунные нужно осмотреть и заменить лишь в
случае необходимости.
Одновременно с заменой вкладышей необходимо очистить полости шатунных
шеек коленчатого вала. Эта операция должна выполняться тщательно, т. к.
остатки невычищенной грязи будут занесены маслом к шатунным вкладышам,
что приведет к их задиру и износу. После очистки пробки необходимо
завернуть и закернить.
Поршневые кольца требуют замены, если расход масла на угар превысит 0,4
% от расхода топлива без учета смены смазки. При замене устанавливать
комплект колец, состоящий из верхнего и нижнего компрессионных
нехромированных (луженых, фосфати-рованных или с другим покрытием)
чугунных колец и комплекта маслосъемного четырехэлементного кольца с
нехромированными стальными дисками.
При замене колец следует удалить на гильзе (шабером или иным способом)
неизношенный выступающий поясок в ее верхней части.
Одновременно следует очистить головки цилиндров и днища поршней от
нагара, полость водяной рубашки от накипи, а клапаны притереть.