АККУМУЛЯТОРНАЯ
БАТАРЕЯ 6-СТ-75-ЭМ АВТОМОБИЛЯ
ГАЗ-53-12
Техническое
обслуживание аккумуляторной батареи
батареей 6-СТ-75-ЭМ
Батарею необходимо периодически осматривать и содержать в
чистоте и в заряженном состоянии. Загрязнение поверхности
батареи приводит к повышенному саморазряду. Наличие окислов или
грязи на выводах значительно ухудшает пуск двигателя стартером
из-за значительного падения напряжения в соединениях.
Если батарея часто и длительное время находится в разряженном
или даже полуразряженном состоянии, возникает сульфатация
пластин (покрытие пластин крупнокристаллическим сернокислым
свинцом), что приводит к увеличению внутреннего сопротивления
батареи и выходу из строя.
Длительные пуски двигателя стартером, особенно в холодное время,
могут вызвать коробление пластин и выпадание из них активной
массы.
Электролит, попавший на поверхность батареи, следует вытереть
сухой ветошью или ветошью, смоченной в нашатырном спирте или в
10%-ном растворе кальцинированной соды. Окислившиеся выводы
батареи и наконечники проводов следует очистить.
Не следует допускать натяжения проводов, так как это приводит к
образованию трещин в мастике, устранить которые можно
оплавлением электрическим паяльником. Гайки-барашки,
притягивающие рамку крепления, следует затягивать туго, но не
применяя какого-либо инструмента, так как чрезмерная затяжка
может привести к поломке бака батареи.
Плотность электролита (г/см3) при температуре 25 °С в
зависимости от степени разрядки батареи показана в табл. 16.
В районах с холодным климатом при переходе с зимней эксплуатации
на летнюю и наоборот батарею необходимо с автомобиля снять и на
зарядной станции откорректировать плотность электролита согласно
табл.15.
Если батарея во время работы по каким-либо причинам разрядилась
свыше допустимого предел а, ее следует сдать на зарядную
станцию.
Полностью разряженную батарею необходимо ставить на зарядку не
позже чем через 24 ч после разряда.
Пуск двигателя необходимо производить коротким включением
стартера. Движение автомобиля с помощью стартера не допускается.
Т а б л и ц а 16
Степень зарядки батареи
Полностью
заряжена |
Разряжена
на 25 % |
Разряжена
на 50 % |
1,30 |
1,26 |
1,22 |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
1,26 |
1,22 |
1,18 |
1,24 |
1,20 |
1,16 |
1,23 |
1,19 |
1,15 |
Примечание. Завод выпускает автомобили с
плотностью электролита в батарее 1,27 г/см3.
Уровень электролита должен быть на 10 — 15
мм выше предохранительной решетки, установленной над
сепаратором. Чтобы измерить уровень
электролита в аккумуляторе, надо опустить стеклянную трубку с
внутренним диаметром 3 — 5 мм в вертикальном положении в
наливную горловину крышки до упора в предохранительную решетку,
закрыть ее сверху большим пальцем, затем вынуть. Высота столбика
электролита в трубке соответствует высоте уровня электролита над
предохранительной решеткой.
При необходимости доливки электролита нужно долить
дистиллированной воды с последующим замером уровня с помощью
трубки или деревянной палочки.
Применять водопроводную воду категорически запрещается, так как
в ней имеются примеси (железо, хлор и др.), разрушающие батарею.
Зимой, чтобы избежать замерзания воды, рекомендуется доливать ее
непосредственно перед выездом. Электролит необходимо доливать
только в тех случаях, когда известно, что уровень его понизился
в результате выплескивания (например, в конце зарядки)или течи
бака. Доливать электролит нужно после устранения неисправности.
Плотность электролита зависит от степени заряженности батареи и
измеряется ареометром. После доливки в электролит воды или после
пуска двигателя стартером батарею надо подвергнуть
непродолжительной зарядке небольшим током или дать ей постоять 1
— 2 ч (без зарядки) для того, чтобы выровнялась плотность
электролита.
Температурные поправки к показанию
ареометра, г/см3:
Температура окружающей среды, °С
+40.....................+0,01
+25.......................0
+ 10.....................—0,01
—5......................—0,02
—20.....................—0,03
—35.....................—0,04
Если температура электролита выше или ниже
25 °С, следует вводить соответствующую поправку, т. е. приводить
плотность электролита к 25 °С. При повышении температуры на
каждые 15 °С плотность уменьшается приблизительно на 0,01 г/см3,
а при понижении температуры на каждые 15 °С плотность
увеличивается на 0,01 г/см3.
Таким образом, при температуре электролита в аккумуляторах выше
25 °С поправку следует прибавить к показаниям ареометра, а при
температуре электролита ниже 25 °С вычесть.
Если плотность электролита в аккумуляторах неодинакова и разница
получается более 0,01 г/см3, то ее следует выравнить, доливая
электролит плотностью 1,40 г/см3 или дистиллированную воду.
Доливать в аккумуляторы электролит плотностью 1,40 г/см3 можно
только в том случае, когда батарея полностью заряжена, т. е.
когда плотность электролита достигла постоянства и благодаря
’’кипению” обеспечивается быстрое и надежное перемешивание
электролита.
Степень разряженности батарей
определяется по
плотности электролита. Перед проверкой
плотности, если производилась доливка, нужно пустить двигатель и
дать ему поработать, чтобы при подзарядке батареи электролит
перемешался.
При определении степени разря-женности батареи нужно
руководствоваться табл. 16, внося соответствующие поправки на
температуру, так как в таблице указана степень разрядки батареи
при температуре электролита 25 °С.
Если при проверке окажется, что батарея разряжена более чем на
50 % летом и 25 % зимой, ее следует поставить на зарядку.
Таблица17
|