ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНЫХ
СИСТЕМ АВТОМОБИЛЯ
ГАЗ-53-12
Надежность работы тормозных систем автомобиля зависит от
состояния ее узлов и технического обслуживания. В процессе
эксплуатации автомобиля периодически проверяется (ежедневное
обслуживание) уровень тормозной жидкости в бачке главного
тормозного цилиндра, герметичность гидравлического привода
тормозов, а также исправность рабочей тормозной системы и
работоспособность стояночной.
Регулировка зазора между толкателем и
поршнем главного цилиндра тормозной системы автомобиля
ГАЗ-53-12
С целью предотвращения самопроизвольного притормаживания
автомобиля необходимо, чтобы между толкателем и поршнем главного
цилиндра тормозов был зазор 1,5 — 2,5 мм, что соответствует
свободному ходу тормозной педали 8 — 14 мм.
При регулировке свободного хода педали разъединяют тормозную
педаль 6 (рис. 158) с тягой 4, расшплин-товав и вынув
соединяющий их палец. Проверяют положение педали. Под действием
стяжной пружины 5 педаль должна упираться в резиновый буфер,
укрепленный под наклонным полом кабины автомобиля. Отворачивают
контргайку 3, ввертывают тягу 4 педали в толкатель 2 поршня
главного тормозного цилиндра 1 таким образом, чтобы при крайнем
переднем положении поршня ось отверстия тяги была смещена назад
и не доходила до оси отверстия педали на 1,5 — 2,5 мм. Не
нарушая этого положения, надежно стопорят соединительную тягу 4
педали в толкателе 2 контргайкой 3. Совмещают отверстия педали и
соединительной тяги, вставляют палец и зашплинтовывают его.
Заполнение гидропривода рабочей тормозной системы жидкостью
(прокачка). Тормозную систему прокачивают при замене жидкости
или при
попадании в гидравлическую систему воздуха
вследствие замены изношенной детали или узла, вызывающего
разгерметизацию системы. Гидравлическая тормозная система имеет
два независимых контура, которые прокачивают отдельно, когда
двигатель не работает и в усилителях отсутствует разрежение. Во
время прокачки поддерживают необходимый уровень тормозной
жидкости в главном цилиндре, не допуская ’’сухого дна”.
Перед прокачкой отвертывают крышку бачка главного цилиндра и
заливают тормозную жидкость ’’Роса”, ’’Томь” или ’’Нева”.
Нажимают несколько раз на тормозную педаль, чтобы заполнить
тормозной жидкостью полости главного цилиндра. Снимают с
клапанов прокачки защитные колпачки.
В тормозной системе автомобиля ГАЭ-53-12 имеется шесть точек
прокачки. Начинают прокачку системы с узлов заднего контура:
сначала гидровакуумный усилитель, а затем колесные цилиндры
тормозных механизмов. При этом прокачивают сначала правый, а
затем левый тормоз. Прокачку узлов переднего контура ведут в той
же последовательности, что и заднего контура.
Последовательность прокачки каждой точки: надевают на головку
клапана прокачки резиновый шланг для слива тормозной жидкости;
свободный конец шланга опускают в прозрачный сосуд с тормозной
жидкостью (рис. 159); отвертывают клапан прокачки на 1/2 — 3/4
оборота; прокачивают систему; нажимая на тормозную педаль и
отпуская ее несколько раз до прекращения выделения пузырьков
воздуха. При последнем нажатии на тормозную педаль, не отпуская
ее, плотно завертывают клапан прокачки. Отпускают педаль,
снимают шланг и надевают защитный колпачок на головку клапана
прокачки.
В такой же последовательности прокачивают другие точки
гидропривода. При этом своевременно доливают жидкость в бачок
главного цилиндра, не допуская ’’сухогодна”. При неисправности
только в одном контуре всю систему не прокачивают, а
ограничиваются прокачкой только поврежденного контура.
Во время прокачки в контурах гидропривода возникает разность
давлений, под действием которой перемещаются поршни
сигнализатора, и при включенном зажигании на панели приборов
загорается красная лампа. Чтобы погасить красную лампу,
возвращают поршни сигнализатора в исходное положение.
При прокачке тормозной системы, а также при неисправности
гидропривода, вызывающей утечку тормозной жидкости, или при
образовании паровых пробок в одном из контуров раздельного
привода срабатывает сигнализатор и на панели приборов загорается
красная лампа. После устранения неисправности и прокачки
неисправного контура контрольную лампу гасят. Для этого при
включенном выключателе зажигания снимают колпачок с клапана
прокачки (колесного цилиндра или гидровакуумного усилителя)
контура, который был исправным, и надевают на клапан прокачки
резиновый шланг, опустив свободный конец в сосуд. Вывертывают на
1,5 — 2 оборота клапан прокачки и плавно нажимают на тормозную
педаль до тех пор, пока не погаснет контрольная лампа на панели
приборов. Удерживая педаль в этом положении, завертывают клапан
прокачки. Для возвращения поршней сигнализатора в исходное
положение, когда прокачивают всю систему, начиная ее с заднего
контура, отворачивают клапан прокачки заднего контура.
|