ТРАНСМИССИЯ АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-53-12
СЦЕПЛЕНИЕ И ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ
АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-53-12
Сцепление автомобиля ГАЗ-53-12 (рис. 93)
однодисковое, сухое с демпферным устройством на ведомом диске.
Установлено в литом алюминиевом картере 2. Кожух 11 сцепления
прикреплен к маховику 1 коленчатого вала шестью центрирующими
(специальными) болтами. Внутри кожуха помещается нажимной диск.
Вращение нажимному диску передается от маховика через три
выступа, имеющихся в диске и входящих в окна кожуха сцепления.
Крутящий момент от двигателя к коробке передач передается через
ведомый диск 3, зажимаемый между торцами маховика 1 и нажимного
диска 4 усилием двенадцати пружин 12.
Рычаги 5 выключения сцепления расположены в прорезях выступов
нажимного диска и с помощью осей и игольчатых подшипников
соединяются с нажимным диском и опорными вилками, которые
шарнирно закреплены на кожухе посредством конических пружин и
сферических регулировочных гаек 7. Гайки после регулировки
закернивают и в процессе эксплуатации рычаги не регулируют.
Размеры сопрягаемых деталей сцепления и привода управления даны
в приложении 2.
Нажимной диск отбалансирован в сборе с коленчатым валом и
маховиком двигателя, поэтому при смене ведомого диска во время
сборки совмещают метки ”0” на маховике и кожухе нажимного диска.
Привод управления сцеплением — механический. Состоит из
педали
сцепления 16, валика с рычагом, тяги 14, регулировочной гайки
13.
Для смазки втулки педали сцепления на торце валика педалей
установлена пресс-масленка.
В крайнем заднем положении педаль удерживается стяжной пружиной.
При этом ограничение хода педали в заднем положении
осуществляется упором педали в наклонный пол кабины через
резиновую защитную муфту. Педаль 16 сцепления должна иметь
свободный ход в пределах 35 — 45 мм или
свободный ход наружного конца вилки 6 — 7 мм при неработающем
двигателе, что соответствует зазору
4 мм между концами рычагов нажимного диска и подшипником
выключения сцепления.
Отсутствие этого зазора приводит к быстрому износу рычагов,
выходу из строя подшипника и может привести к сгоранию
фрикционных накладок.
Уход за сцеплением и его приводом заключается в периодическом
смазывании упорного подшипника муфты
выключения сцепления и в проведении регулировки привода.
Смазка подшипника выключения сцепления осуществляется
колпачковой масленкой 6, расположенной сверху картера сцепления.
Для этого нужно дважды выжать в него полностью заправленную
колпачковую масленку. Только третья заправка масленки будет
подавать смазку в подшипник.
Привод выключения сцепления регулируют, если свободный ход
педали сцепления не соответствует 35 — 45 мм.
Регулировка величины свободного хода производится изменением
длины тяги 14. Для увеличения свободного хода педали необходимо
отвертывать гайку 13.
Преждевременный износ накладок, разрушение накладок и поломка
ступицы ведомого диска по окнам под пружины могут быть вызваны
соответственно движением с полувыключенным сцеплением,
включением на высокой скорости II или I передачи и неплавным
включением сцепления при переходе на третью или прямую передачи
и могут встречаться только при неправильной эксплуатации
автомобиля.
|