Срок службы двигателя и его надежность в эксплуатации зависят не только
от качества отремонтированных деталей и сборки, но в значительной
степени от правильного проведения приработки трущихся рабочих
поверхностей. Приработка в собранном двигателе в основном происходит в
первые часы его работы. Поэтому в это время создают наиболее
благоприятные условия для приработки поверхностей трения, исключающие
задиры, заедания деталей и повышенное изнашивание. Для этого подбирают
оптимальные режимы работы, которые обеспечивают:
сглаживание шероховатостей на поверхностях трения, образующиеся при их
механической обработке;
исправление волнистости и отступлений от правильной геометрической формы
поверхности трения.
Для полной приработки двигателя обкатку, так как это длительный процесс,
разбивают на два периода: обкатка на стенде и обкатка на автомобиле при
эксплуатации.
Стендовую обкатку отремонтированного двигателя рекомендуется производить
в течение 1 ч по следующему режиму:
холодная обкатка при 1000 — 1200 мин-1 в течение 20 мин;
горячая обкатка на бензине на холостом ходу. Плавный подъем оборотов от
1000 до 3000 мин-1 в течение 35 мин. Плавный сброс оборотов в течение 5
мин.
Во время стендовой обкатки двигателя применяют менее вязкое масло,
чем при эксплуатации. Для этой цел и рекомендуется масло ИС-20, которое
сочетает в себе важные качества, влияющие на процесс приработки: высокую
охлаждающую способность, хорошую смазывающую способность и прочную
масляную пленку, способность масляной пленки быстро удалять с
поверхности трения продукты износа, возможность быстрой очистки масла от
продуктов изнашивания.
В процессе стендовой обкатки двигателя температуру масла в его картере
поддерживают в пределах 70 — 90 °С, температуру воды, выходящей из
рубашки охлаждения, — в пределах 75 — 90 °С.
По окончании стендовой обкатки жидкое масло в картере заменяют на масло
нормальной вязкости. На этом масле проверяют, принимают и регулируют
двигатель. Давление масла в масляной магистрали на хорошо прогретом
двигателе должно быть: при 500 мин-1 не ниже 100 кПа, при 1000 мин-1 не
ниже 175 кПа, при 2000 мин-1 и выше в пределах 275 — 375 кПа.
У отремонтированных двигателей не допускаются: течь воды, масла, бензина
и пропуск газов через прокладки. При приемке двигателя на стенде
проверяют его работу на слух. Шум работающего двигателя должен быть
ровным, без резко выделяющихся местных шумов. Двигатели прослушиваются в
хорошо прогретом состоянии. Работу клапанной группы прослушивают без
стетоскопа при оборотах двигателя в пределах 500— 1500 мин-1. Толкатели,
масляный насос и привод распределителя прослушивают также без стетоскопа
при 1000 — 1500 мин-1. Работу кривошипно-шатунного механизма
прослушивают стетоскопом при плавном изменении числа оборотов
коленчатого вала в интервале до 2500 мин-1. Двигатель подлежит
переборке, если прослушиваются: стуки поршневых пальцев и коренных
подшипников; стуки или резкий шум высокого тона распределительных
шестерен; резкие выделяющиеся стуки клапанов и толкателей; резкий стук и
шум высокого тока шестерен масляного насоса и его привода; шум высокого
тона и писк крыльчатки и подшипников водяного насоса, прослушиваемые
невооруженным ухом; стуки и дребезг поршней и поршневых колец, а также
стуки шатунных подшипников, прослушиваемые стетоскопом.
Однако при работе двигателя допускаются: равномерный стуки клапанов и
толкателей, сливающийся в общий шум; периодический стуки клапанов и
толкателей при нормальных зазорах между клапанами и коромыслами;
выделяющийся стуки клапанов и толкателей, исчезающий или появляющийся
при плавном изменении числа оборотов двигателя; ровный, нерезкий шум
высокого тона от работы привода распределителя; не выделяющийся из
общего фона шум шестерен масляного насоса.
После приемки двигатель устанавливают на
автомобиль. Второй период приработки деталей двигателя производят при
его работе на автомобиле. Продолжительность обкатки установлена в 1000
км пробега.
В этот период соблюдают основные правила обкатки: не начинать движения
без прогрева двигателя на холостом ходу до устойчивой работы его без
подсоса; избегать езды с большими скоростями движения (не более 45
км/ч); не перегружать двигатель (нагрузка автомобиля не должна превышать
3000 кг, избегать езды но тяжелым дорогам, езда с прицепом запрещается).
Наименование и перечень деталей ремонтных размеров приведены в
приложении 3.