Разборка
двигателя
автомобиля ГАЗ-53-12
Отвертывают четыре гайки крепления и снимают коробку передач.
Устанавливают двигатель на поворотный стенд, конструкция
которого обеспечивает свободный доступ к любой детали или узлу
двигателя. Отвертывают два болта крепления генератора к
кронштейну и снимают генератор, предварительно отвернув болт
крепления установочной планки генератора. Снимают трубки
бензопровода от насоса к фильтру очистки топлива и от фильтра к
карбюратору. Отвертывают болт крепления фильтра топлива и
снимают фильтр. Снимают верхний валик привода акселератора,
отсоединив предварительно тягу дроссельных заслонок от
карбюратора.
Риc. 46. Закрепление гильз
втулками-зажимами:
1 — гильза; 2 — втулка-зажим
Снимают пружину акселератора; кронштейн
акселератора; стартер, отвернув два болта его крепления.
Отвертывают и снимают трубки пневмо-центробежного ограничителя
частоты вращения коленчатого вала. Отвертывают четыре гайки
крепления карбюратора и снимают карбюратор с прокладкой,
предварительно отвернув трубку вакуумного регулятора
распределителя; впускную и выпускную трубки фильтра
полнопоточной очистки масла. Ослабляют два стяжных хомута
перепускного шланга системы охлаждения и снимают шланг.
Отсоединяют провода от свечей зажигания. Отвертывают винт
крепления установочной пластины распределителя к корпусу привода
и снимают распределитель; катушку зажигания; кронштейн катушки
зажигания.
Отвертывают две рым-гайки и остальные гайки крепления впускной
трубы и снимают впускную трубу вместе с ее прокладками (при
необходимости впускная труба может быть снята в сборе с
карбюратором). Снимают крышки коромысел. При снятии следят за
тем, чтобы не выпали фасонные шайбы уплотнителей крышки. При
необходимости отвертывают по пять гаек крепления выхлопных труб
и снимают выхлопные трубы вместе с прокладками.
Если нет необходимости в разборке и ремонте выхлопных труб и
головок, последние снимают в сборе с труба ми. Отвертывают по
четыре гайки крепления стоек осей коромысел, снимают оси
коромысел со стойками в сборе и разбирают их при необходимости.
Вынимают и укладывают по порядку штанги толкателей и толкатели.
Снимают головки цилиндров я прокладки головок, отвернув по 18
гаек крепления каждой головки. Втулками-зажимами закрепляют
гильзы цилиндров в блоке для предохранения их от выпадания (рис.
46).
Рис. 47. Снятие клапанов: 1 —
приспособление
С помощью съемника снимают клапаны (рис. 47) и укладывают их на
стеллажи согласно порядковым номерам. Съемник позволяет
осуществлять демонтаж и монтаж клапанов на
головку цилиндров как с присоединенной к
ней выхлопной трубой, так и без трубы. Снимают бензиновый насос
с прокладкой, отвернув два болта крепления насоса к крышке
распределительных шестерен. Отвертывают винт крепления скобы
привода распределителя и снимают привод распределителя.
Отвертывают 23 гайки крепления масляного картера двигателя и
снимают его вместе с прокладкой. Вывертывают и снимают храповик
коленчатого вала с зубчатой шайбой. Отвертывают болты крепления
шкива коленчатого вала и снимают шкив. С помощью съемника
снимают ступицу шкива коленчатого вала (рис.48).
Рис. 48. Снятие ступицы шкива коленчатого
вала
Рис. 49. Снятие шестерни распределительною
вала
Отвертывают остальные гайки крепления
крышки распределительных шестерен и снимают крышку в сборе с
водяным насосом и датчиком пневмоцентробежного ограничителя
частоты вращения коленчатого вала. Снимают прокладку крышки
распределительных шестерен. При необходимости ремонта или
проверки водяного насоса отвертывают гайки крепления его к
крышке распределительных шестерен и снимают корпус насоса вместе
с прокладкой. Для снятия датчика пневмоцентробежного
ограничителя частоты вращения коленчатого вала отвертывают три
болта его крепления.
Съемником снимают шестерню
распределительного вала (рис. 49), отвернув центральный болт ее
крепления и сняв предварительно эксцентрик привода бензинового
насоса и его балансир. Отвертывают два болта крепления упорного
фланца распределительного вала и снимают его. Осторожно вынимают
распределительный вал. Он может быть вынут в сборе с шестерней и
упорным фланцем. Для этого отвертывают торцовым ключом через
отверстия в шестерне два болта крепления упорного фланца к
блоку.
Съемником снимают шестерню коленчатого вала (рис. 50), сняв
предварительно маслоотражатель. Снимают упорную шайбу и переднюю
шайбу упорного подшипника коленчатого вала. Отвертывают две
гайки крепления масляного насоса и снимают его имеете с
прокладкой. Отвертывают
гайку крепления трубки маслоприем-ника и снимают маслоприемник с
уплотнительной прокладкой.
Повертывают коленчатый вал так, чтобы подшипники нижних головок
шатунов I и V цилиндров находились в крайнем нижнем положении.
Рас-контривают и отвертывают гайки крепления крышек шатунов и
снимают крышки с вкладышами в сборе. Вынимают поршни вместе с
шатунами и верхними вкладышами в сборе. Устанавливают крышки
шатунов на шатуны и соединяют их без затяжки гаек. Таким же
образом снимают остальные шесть поршневых комплектов.
Перед разборкой шатунно-поршневой группы необходимо еще раз
убедиться в четкости и правильности постановки клемм на шатунах
и крышках шатунов, а также в соответствии их порядковым номерам
цилиндров. Съемником снимают компрессионные поршневые кольца
(рис. 51) и раскладывают их в порядке установки. Маслосъемные
кольца снимают без съемника. Расшплинтовывают и отвертывают 10
гаек крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала.
Снимают крышки с вкладышами с помощью съемника. Необходимо перед
демонтажем крышек убедиться в правильности постановки клейм на
крышке.
Отвертывают специальным шестигранным ключом две гайки крепления
держателя заднего сальника и снимают держатель вместе с нижней
половиной сальника и боковыми прокладками. Вынимают коленчатый
вал из блока цилиндров двигателя. Снимают заднюю шайбу упорного
подшипника коленчатого вала. Снимают нажимной и ведомый диски
сцепления, отвернув 6 болтов крепления кожуха сцепления.
Расшплинтовывают и отвертывают гайки крепления маховика и
снимают маховик. При необходимости съемником выпрессовывают из
гнезда коленчатого вала подшипник первичного вала коробки
передач (рис. 52 и 53).
|