ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ
АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-53-12
Чтобы обеспечить хорошее техническое состояние двигателя и его
постоянную готовность к работе, а также устранить причины,
ускоряющие изнашивание его деталей, применяют рекомендуемые
бензин, масло и смазочные материалы.
Техническое обслуживание
кривошипно-шатунного механизма автомобиля
ГАЗ-53-12
Периодически проверяют крепление
головок цилиндров к блоку и очищают от нагара днища поршней и
поверхности камер сгорания. Подтягивают гайки крепления головок
цилиндров. Перед этим сливают охлаждающую жидкость из системы
охлаждения. Затем для исключения взаимного влияния подтяжки
одной головки на другую ослабляют крепление впускной трубы к
головкам цилиндров. После этого уже подтягивают гайки крепления
головки к блоку динамометрическим ключом моментом 73 — 78 Н • м
в последовательности, указанной на рис. 36.
Рис. 36. Порядок затяжки гаек крепления
головки цилиндров
Эту операцию рекомендуется проделывать при первых трех
технических обслуживаниях, в дальнейшем подтяжку головок
производить через каждое ТО-2.
При применении рекомендованных бензинов и масел и соблюдении
температурного режима работы двигателя (температура охлаждающей
жидкости должна поддерживаться в пределах 80 — 90 °С) отложения
нагара незначительны и на работу двигателя не влияют. При
нарушении этих условий в двигателе может образоваться слой
нагара, вызывающий детонацию, падение мощности и увеличение
расхода топлива. Для удаления нагара снимают впускную трубу
головки цилиндров и очищают днища поршней и поверхности камер
сгорания. Если двигатель эксплуатировался на этилированном
бензине, нагар перед удалением смачивают керосином во избежание
попадания его в органы дыхания. Нагар содержит сильный яд.
Быстрое повторное образование нагара свидетельствует о
неисправности двигателя и необходимости его ремонта.
Для увеличения ресурса двигателя до первого капитального ремонта
в процессе эксплуатации рекомендуется заменять поршневые кольца
и вкладыши коренных подшипников коленчатого вала. Последние
подлежат замене при падении давления масла на прогретом
двигателе ниже 100 кПа при частоте вращения коленчатого вала
1200 мин-1, что соответствует скорости движения на прямой
передаче около 30 — 35 км/ч. Масляный радиатор при этом должен
быть выключен. При замене вкладышей коренных подшипников
осматривают и вкладыши шатунных подшипников, заменяют их только
в случае необходимости.
Одновременно с заменой вкладышей коренных подшипников очищают
полости шатунных шеек коленчатого вала. Эту операцию требуется
выполнять очень тщательно, так как остатки неудаленной грязи
будут выноситься маслом к шатунным вкладышам, что приведет к
задирам и их изнашиванию. После очистки полостей пробки плотно
завертывают и закернивают.
Поршневые кольца заменяют, если расход
масла на угар превысит 400 г на 100 км. Устанавливать необходимо
комплект колец, состоящий из первого компрессионного
нехромированного чугунного кольца, второго — из набора стальных
дисков и комплекта маслосъемного кольца с нехромированными
стальными дисками. При замене колец удаляют на гильзах цилиндров
(шабером или другим инструментом) неизношенный выступающий
поясок в ее верхней части. Одновременно с заменой поршневых
колец очищают головки цилиндров и днища поршней от нагара, а
клапаны притирают к седлам головок.
|