- приспособление для замера углов 303-174 (21540).
Перед сборкой очистите все сопрягаемые поверхности, резьбовые отверстия, масляные каналы, детали системы охлаждения сжатым воздухом и проверьте, не имеют ли они повреждения. Протрите ветошью замасленные поверхности, чтобы удалить продукты износа. Смажьте все болты и шайбы перед их установкой моторным маслом. Ford для сборки двигателей поставляет подшипники коренных шеек коленчатого вала с внутренним диаметром 53,970—53,990 мм, а подшипники шатунных шеек — диаметром 48,970—48,990 мм.
Сборку двигателя проводите в следующей последовательности:
- установите и закрепите блок цилиндров на монтажном стенде или монтажном столе;
- перед установкой коленчатого вала смажьте свежим моторным маслом коренные шейки коленчатого вала, вкладыши и упорные полукольца третьего коренного подшипника;
- вставьте одни вкладыши коренных подшипников в блок цилиндров, другие — в крышки подшипников. Упорные полукольца третьего коренного подшипника установите в гнездо блока цилиндров канавкой для смазки наружу и в крышку подшипника. Они ограничивают осевой зазор коленчатого вала;
Рис. 144. Установка коленчатого вала
- положите коленчатый вал в блок цилиндров, поставьте сверху крышку подшипников и затяните болты крепления крышек. Обращайте внимание на то, что стрелки, нанесенные на поверхности крышек, должны указывать в сторону ремня привода ГРМ (рис. 144);
- если коленчатый вал вращается свободно, можно затянуть болты крепления крышек всех подшипников. Начинайте со среднего подшипника, двигаясь наружу. Болты затягивайте в два этапа, сначала моментом 27 Н·м и далее доворотом на 75°. Проверьте в конце свободное вращение коленчатого вала. Добавьте всем коренным шейкам несколько капель свежего моторного масла;
- измерьте осевой зазор коленчатого вала, он должен составлять 0,11—0,37 мм;
- поршни с шатунами устанавливайте только на свои прежние места. Стрелка на днище поршня должна указывать в сторону ремня привода ГРМ;
- прокрутите коленчатый вал так, чтобы шатунные шейки 1-го и 4-го цилиндров оказались в НМТ. Смажьте шатунные шейки свежим моторным маслом;
- перед установкой поршня вместе с шатуном сверху блока цилиндров смажьте моторным маслом места установки поршневых колец, стенки поршня, зеркало цилиндра и предварительно вставленный в шатун сухой шатунный подшипник. Замки поршневых колец сориентируйте так, чтобы они были развернуты относительно друг друга на 120°;
- сожмите смазанные маслом поршневые кольца с помощью ленточной стяжки;
- втягивайте установленные в стяжке поршни вместе с шатуном в цилиндры, пока стяжка не упрется в блок цилиндров. Далее наносите по поршню легкие удары деревянной рукояткой молотка, одновременно другой рукой направляйте шатун на посадочное место подшипника. Далее ставьте крышку подшипника и рукой затягивайте крепежные болты шатуна. Не перепутайте местами крышки;
- проверните коленчатый вал на 180° так, чтобы поршни 2-го и 3-го цилиндров оказались в НМТ, после чего повторите аналогичную сборку для этих цилиндров;
- окончательно затяните болты крепления крышек шатунных подшипников. Делайте это в три этапа: сначала затяните моментом 25 Н·м, затем доверните ключом на 60° потом дотяните еще на 20°;
- проверьте легкость перемещения головки шатуна в подшипнике при нахождении поршня в НМТ, заеданий не должно быть;
- установите кожух цепи с новой прокладкой;
- установите промежуточный картер так, чтобы его поверхность оказалась заподлицо с блоком цилиндров;
- установите маслоприемник с новым уплотнительным кольцом;
- установите масляный картер, предварительно нанесите специальный герметик Ford на уплотняемый фланец и затяните болты крепления, начиная от середины, в обе стороны крест-накрест;
- запрессуйте задний сальник двигателя в крышку и установите и закрепите ее на двигателе, отцентрировав относительно шейки коленчатого вала;
- установите маховик с новыми болтами. Болты затягивайте в три этапа: затяните моментом 18 Н·м, доверните болты на 45°, доверните болты еще на 45°;
- установите ведомый и нажимной диски сцепления, отцентрировав ведомый диск относительно оси коленчатого вала с помощью оправки, после чего заверните болты крепления кожуха сцепления крест-накрест;
Рис. 145. Установка ТНВД
- установите ТНВД (рис. 145) с новой прокладкой и закрепите болтами;
- установите коленчатый вал в положение, когда поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ в конце такта сжатия, зафиксируйте шкив ТНВД сверлом 6 мм, установите цепь и заверните болты от руки;
- установите натяжитель цепи и затяните болты крепления насоса окончательно;
Рис. 146. Установка масляного насоса
- установите масляный насос вместе с металлической прокладкой и уплотнительным кольцом. Затяните болты и гайки в последовательности, указанной на рис. 146: сначала моментом 10 Н·м, а затем моментом 23 Н·м;
- установите передний кожух с сальником;
- установите зубчатый шкив (демпфер) на коленчатый вал, зафиксируйте маховик и затяните болт крепления моментом 90 Н·м, после чего доверните ключ на 90°;
- поверните коленчатый вал так, чтобы поршень 1-го цилиндра находился в ВМТ в конце такта сжатия, далее поверните распределительный вал так, чтобы паз на его торце был параллелен поверхности головки блока, при этом больший полукруг был расположен наверху (рис. 147);
- установите новую прокладку по направляющим втулкам 1 (рис. 148). Обозначение «TOP/OBEN» должно находиться сверху. Необходимо правильно подобрать толщину прокладки. Толщина зависит от выступания поршня над поверхностью блока цилиндров. Толщина составляет 0,500— 0,840 мм. Обращайте внимание на то, чтобы новая прокладка имела то же самое обозначение, что и старая. При ремонтном двигателе вам необходимо измерить выступание поршня и в зависимости от него подобрать правильную толщину прокладки;
- перед установкой головки установите масляный шланг турбонагнетателя;
- при установке головки блока применяйте только новые сухие болты. Затягивайте болты в два этапа от середины в обе стороны крест-накрест: сначала момент 10 Н·м, затем моментом 100 Н·м, после этого сделайте выдержку 5 мин, чтобы нагрузка подействовала на прокладку;
- далее отпустите болты, повернув их на 180° и подождите 3 мин, затем затяните болты моментом 70 Н·м и подождите 3 мин и в заключение доверните болты на 120°. Теперь прокладка затянута и не должна в дальнейшем дотягиваться;
- снимите термостат, перед этим снимите провода 1 (рис. 150) свечей накаливания, вакуумный шланг 2, контактный разъем 3 датчика давления масла и контактный разъем ТНВД;
- снимите вакуумные шланги с вакуумного насоса;
- снимите топливопровод высокого давления;
- снимите трубопровод высокого давления от гидроусилителя рулевого управления, слейте жидкость из бачка гидроусилителя и отведите его в сторону;
- снимите выпускной коллектор;
- снимите шланг системы охлаждения;
- разгрузите переднюю опору двигателя и снимите ее;
- снимите крышку ремня привода ГРМ, ослабьте натяжение ремня и снимите его с зубчатого шкива распределительного вала;
- снимите зубчатый шкив распределительного вала;
- временно установите передние опоры двигателя;
- ослабьте момент затяжки болтов крепления головки блока крест-накрест, начиная с обеих сторон и двигаясь к середине, и затем выверните их;
- снимите головку с блока цилиндров и старую прокладку.
Установку головки блока цилиндров проводите в следующей последовательности:
- очистите сопрягаемые поверхности, продуйте цилиндры и отверстия сжатым воздухом и поверните коленчатый вал на 15° против часовой стрелки от положения соответствующего ВМТ. Слегка смажьте цилиндры моторным маслом и положите новую прокладку (см. разд. «Сборка двигателя»)
- установите головку блока (см. разд. «Сборка двигателя»);
- закончите сборку в последовательности, обратной снятию;
- замените масляный фильтр и проверьте уровень масла;
- пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Проверьте герметичность соединений и надежность резьбовых креплений;
- совершите пробную поездку пробегом не менее 20 км. За это время электронные системы управления двигателем и автомобилем должны активироваться. Если вы обнаружите сбои в работе двигателя, например неравномерность вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, поезжайте на специализированную станцию Ford, где вам перепрограммируют блок управления заново;
- после пробной поездки снова проверьте уровни рабочих жидкостей, надежность крепежных соединений и герметичность шланговых.
Сальник распределительного вала
При выполнении работ по снятию и установке сальника мастерские Ford используют следующий специальный инструмент:
- съемник 303-293 (21-143);
- приспособление 303-199 (21-110А);
- съемник 303-039 (21009В).
Снятие сальника проводите в следующей последовательности:
- снимите ремень привода ГРМ, как описано ранее;
- снимите зубчатый шкив распределительного вала, как описано ранее;
- снимите распределительный вал, как описано ранее;
- снимите cальник.
Установку сальника проводите в следующей последовательности:
- очистите рабочие поверхности распределительного вала и посадочную поверхность сальника. Слегка смажьте перед установкой рабочую кромку сальника и шейку распределительного вала;
- установите сальник, используя приспособление;
- установите распределительный вал;
- установите зубчатый шкив распределительного вала, как описано ранее;
- установите ремень привода ГРМ, как описано ранее, и натяните его;
- проверьте фазы газораспределения и при необходимости откорректируйте.
Маслосъемные колпачки
Мастерские Ford при выполнении работ по снятию и установке маслосъемных колпачков используют следующий специальный инструмент:
- монтажная оправка 303-037 (21-007А);
- приспособление для снятия сухарей 303-060 (21-024);
- приспособление 303-060-05 (21-024-05);
- подъемник 303-199 (21-110);
- монтажное приспособление 303-362 (21-156);
- цанга 303-390 (21-165).
Снятие маслосъемных колпачков проводите в следующей последовательности:
- установите и зафиксируйте коленчатый вал в положении, когда поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ в конце такта сжатия;
- распределительные валы должны быть сняты, как описано ранее;
- отметьте положение шкива ТНВД относительно крышки цепи;
cнимите пружины клапанов 1-го и 4-го цилиндров. Для этого сдавите пружины и снимите сухари, тарелку пружин клапана и пружину;
- с помощью специальной цанги снимите со стержня клапана маслосъемные колпачки.
Установку маслосъемных колпачков проводите в следующей последовательности:
- чтобы не повредить рабочие кромки маслосъемных колпачков, заклейте канавки под сухари на клапанах липкой лентой;
Рис. 151. Установка маслосъемных колпачков с использованием специального инструмента Ford 303-390
- установите маслосъемные колпачки с помощью специальной цанги (рис. 151);
- удалите липкую ленту с канавки под сухарь;
- установите пружину и тарелку пружины на стержень клапана, сдавите пружину с помощью приспособления и установите сухари в канавку стержня клапана. Те же операции проведите с другими клапанами;
- снимите фиксатор коленчатого вала и проверните его по часовой стрелке на 180°, после чего зафиксируйте его;
- повторите те же операции с клапанами 2-го и 3-го цилиндров;
- проверьте фазы газораспределения и при необходимости откорректируйте их.
Ремень привода ГРМ
Мастерские Ford при выполнении работ по снятию и установке ремня привода ГРМ используют следующий специальный инструмент:
- ослабьте натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов, как описано ранее, и снимите его;
- снимите шкив генератора, как описано ранее;
- снимите стартер;
- заблокируйте маховик с помощью приспособления 303-393 (21-168), при этом коленчатый вал должен быть установлен в положении, соответствующем нахождению поршня 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия;
- опустите автомобиль;
- надежно закрепите двигатель и снимите передние опоры;
- снимите крышку ремня привода ГРМ;
- зафиксируйте распределительный вал с помощью приспособления в положении, соответствующем нахождению поршня 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия;
- ослабьте натяжение ремня привода ГРМ, как описано ранее, и снимите его;
Рис. 152. Отворачивание болта крепления зубчатого шкива распределительного вала с помощью специального ключа: 1 — специальный ключ; 2 — болт
- отверните болт 1 (рис. 152) крепления зубчатого шкива распределительного вала с помощью специального ключа 205-072 (15-229);
- снимите зубчатый шкив распределительного вала, используя съемник 303-651 (21-229);
- снимите ремень привода ГРМ.
Установку ремня привода ГРМ проводите в следующей последовательности:
- ставьте только новый ремень и обратите внимание на заданное направление вращения;
- установите зубчатый шкив распределительного вала и от руки заверните болт крепления;
Рис. 153. Натяжитель ремня привода ГРМ
- установите натяжитель ремня и заверните болт крепления от руки. Регулировочный эксцентрик должен стоять в положении «три часа» (рис. 153);
- вращайте регулировочный эксцентрик против часовой стрелки и натяните ремень. Ремень следует натягивать с помощью индикатора Clavis-Handmessgerat. Убедитесь в том, что натяжитель при затяжке болта не сдвигается;
- частота колебаний ремня при предварительном натяжении должна составлять 145—160 Гц, предварительный момент затяжки болта натяжителя 15 Н·м. Если у вас нет индикатора Clavis-Handmessgerat, то натяните ремень так, чтобы его прогиб на самом длинном свободном отрезке при приложении усилия составлял 2,5—3 мм;
- снимите приспособление для блокировки распределительного вала;
- если у вас есть индикатор Clavis-Handmessgerat, проверьте еще раз натяжение ремня.
Если у вас имеется индикатор Clavis-Handmessgerat, то окончательное натяжение ремня проводите в следующей последовательности:
- поднимите автомобиль на подъемнике;
- разблокируйте коленчатый вал;
- обозначьте краской текущее положение шкива коленчатого вала и поверните его на 6 оборотов по часовой стрелке;
- вновь установите коленчатый вал в положение, соответствующее нахождению поршня 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия, и заблокируйте его за маховик;
- зафиксируйте распределительный вал с помощью приспособления в положении, соответствующем нахождению поршня 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия, и отверните болт крепления шкива, настолько, чтобы шкив свободно вращался на валу;
- отверните болт крепления натяжителя ремня;
- затяните болты крепления натяжителя и зубчатого шкива распределительного вала от руки;
- натяните ремень так, чтобы частота его колебаний по индикатору Clavis-Handmessgerat составляла 98 Гц (натяжитель должен быть неподвижным), и затяните болты крепления натяжителя и зубчатого шкива распределительного вала моментом 50 Н·м;
- проверьте натяжение ремня. Частота его колебаний должна находиться в пределах 85—110 Гц, если нет, повторите операции по натяжению ремня.
Если у вас нет индикатора Clavis-Handmessgerat, то окончание работ проводите в следующей последовательности, исходя из того, что окончательное натяжение ремня должно быть в два раза меньше предварительного:
- установите крышку ремня привода ГРМ;
- установите опоры двигателя;
- установите шкив генератора;
- установите ремень привода вспомогательных агрегатов и натяните его;
- закончите установку в последовательности, обратной снятию;
- пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Проверьте герметичность соединений и надежность резьбовых креплений;
- совершите пробную поездку пробегом не менее 20 км. За это время электронные системы управления двигателем и автомобилем должны активироваться. Если вы обнаружите сбои в работе двигателя, например неравномерность вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, поезжайте на специализированную станцию Ford, где вам перепрограммируют блок управления заново;
- после пробной поездки снова проверьте уровни рабочих жидкостей, надежность крепежных соединений и герметичность шланговых.