Ситроен Ксантия. Снятие и установка электрических выключателей и
датчиков системы охлаждения двигателя
Проверка исправности функционирования, снятие и установка электрических
выключателей и датчиков системы охлаждения
Термочувствительный датчик-выключатель вентилятора системы охлаждения
(модели без К/В)
Проверка
Описание проверки исправности функционирования датчика-выключателя
приведено в разделеПроверка
исправности функционирования, снятие и установка вентилятора(ов) системы
охлаждения.
1. Датчик-выключатель расположен слева или
справа на радиатора (в зависимости от модели).
Прежде чем приступать к снятию
датчика-выключателя дождитесь полного остывания
двигателя.
2. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
3. Частично опорожните систему охлаждения
(обратитесь к ГлавеТекущее
обслуживание), опустив уровень
охлаждающей жидкости ниже уровня положения
датчика-выключателя. Альтернативно, приготовьте
подходящую пробку для заглушивания отверстия
из-под датчика-выключателя (действуйте крайне
осторожно, стараясь не повредить радиатор и не
допустить попадание внутрь теплообменника
посторонних предметов).
4. Отсоедините от датчика-выключателя
электропроводку.
5. Аккуратно выверните датчик-выключатель из
радиатора, при соответствующей комплектации
снимите уплотнительное кольцо. Если охлаждающая
жидкость из системы не сливалась, закупорьте
отверстие под установку датчика-выключателя.
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Если для уплотнения посадки
датчика-выключателя использовался герметик,
тщательно прочистите резьбовую часть сборки и
смажьте ее свежим герметизирующим составом.
2. При использовании уплотнительного кольца, не
забудьте заменить его при установке.
3. Установка производится в обратном порядке.
Затяните датчик-выключатель и долейте в систему
охлаждения необходимое количество охлаждающей
жидкости (обратитесь к ГлавеТекущее
обслуживание).
4. В заключение запустите двигатель, прогрейте
его до нормальной рабочей температуры и
удостоверьтесь в исправности срабатывания
вентилятора системы охлаждения.
Термочувствительный датчик-выключатель вентилятора системы охлаждения
(модели с К/В)
Срабатыванием вентиляторов системы охлаждения управляет датчик BITRON
(см. ниже в данном разделе).
Датчик измерителя температуры/датчик-выключатель контрольной лампы
температуры
Проверка
На моделях, оборудованных К/В датчик вырабатывает только
сигнал, подаваемый на измеритель температуры. Управление
срабатыванием контрольной лампы осуществляет температурный
датчик BITRON (см. ниже).
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Местоположение датчика зависит от модели
автомобиля:
a) На бензиновых моделях датчик ввернут в
заднюю часть кожуха термостата, расположенного
слева на двигателе;
b) На дизельных моделях без К/В датчик
находится в правом переднем углу сборки
топливного фильтра/кожуха термостата;
c) На дизельных моделях с К/В расположен в
левом переднем углу кожуха термостата.
Датчик легко идентифицировать по разъему синего
цвета.
2. На измеритель температуры (если таковой
предусмотрен) подается стабилизированное питание
от приборного щитка (через выключатель зажигания
и предохранитель). Контур заземления измерителя
контролируется отдельным датчиком, в основу
конструкции которого заложен термистор
(электронный элемент, сопротивление которого
изменяется обратно пропорционально изменению
температуры. При холодном двигателе
сопротивление датчика достаточно велико и
проходящий через измеритель ток, соответственно,
невысок. По мере возрастания температуры,
сопротивление датчика падает и сила проходящего
через измеритель тока возрастает. Неисправный
датчик подлежит замене.
3. Если в комплектацию автомобиля входит
контрольная лампа температуры, питание на нее
подается от приборного щитка. В контур
заземления включен специальный
датчик-выключатель, замыкающийся при разогреве
до некоторой определенной температуры. Если
контрольная лампа установлена дополнительно к
измерителю температуры, ее датчик-выключатель
обычно объединен с датчиком измерителя в единый
блок, к которому подводятся два провода питания.
На моделях, оборудованных К/В контрольная лампа
управляется датчиком BITRON (см. ниже).
4. При отказе измерителя температуры в первую
очередь проверьте исправность функционирования
прочего оборудования приборного щитка. Если
приборы не функционируют вовсе, либо их
показания нестабильны, причина нарушения может
лежать в отказе стабилизатора напряжения,
который следует в данном случае заменить
(стабилизатор напряжения встроен в плату
комбинации приборов - обратитесь к ГлавеБортовое
электрооборудование). Если нарушена
исправность функционирования лишь одного
измерителя, действуйте как описано ниже.
5. Если стрелка измерителя постоянно остается в
начале шакалы (даже после прогрева двигателя),
отсоедините от датчика эк и заземлите
соответствующий провод на массу головки
цилиндров. Если стрелка отклоняется при
включении зажигания, датчик неисправен и
подлежит замене, в противном случае снимите
комбинацию приборов (обратитесь к ГлавеБортовое
электрооборудование) и проверьте на
наличие проводимости участок электропроводки
между датчиком и измерителем. Также проверьте
исправность подачи питания на измеритель. Если
проводимость имеет место, следует заменить
измеритель.
6. Если стрелка постоянно находится в правой
части измерительной шкалы, отсоедините от
датчика электропроводку. Если при отсоединении
электропроводки стрелка возвращается в исходное
положение (при включенном зажигании), датчик
следует заменить. В противном случае следует
проверить состояние оставшейся части цепи (см.
выше).
7. Тот же принцип положен в основу проверки
исправности функционирования контрольной лампы.
Лампа должна загораться при заземлении
соответствующего провода цепи.
Снятие и установка
Процедура аналогична описанной выше для термочувствительного
датчика-выключателя вентилятора системы охлаждения. На некоторых моделях
доступ к датчику крайне ограничен и требует демонтажа мешающих
компонентов.
Датчик температуры BITRON (модели с К/В)
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Датчик входит в состав системы управления
функционированием кондиционера воздуха BITRON
(см.Система
кондиционирования воздуха - общая информация и
меры предосторожности). Выполнение
проверки датчика следует поручить специалистам
автосервиса.
Снятие и установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Датчик ввернут в кожух термостата, в свою
очередь приболченный к левому торцу головки
цилиндров. Датчик легко идентифицировать по
разъему коричневого цвета.
2. Процедура демонтажа датчика аналогична
описанной выше для термочувствительного
датчика-выключателя вентилятора системы
охлаждения. На некоторых моделях доступ к
датчику крайне ограничен и требует демонтажа
мешающих компонентов.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (модели с впрыском топлива)
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Датчик температуры охлаждающей жидкости
системы впрыска топлива также ввернут в кожух
термостата и отличается разъемом синего или
зеленого цвета.
2. Датчик представляет собой термистор (см. выше
подраздел "Датчик измерителя
температуры/датчик-выключатель контрольной лампы
температуры - Проверка" п.2). Электронный блок
управления (ECU)системы впрыска/управления
двигателем выдает на датчик опорное напряжение и
по величине силы протекающего через датчик тока
определяет текущую температуру двигателя.
Полученная информация используется затем наряду
с прочими входящими сигналами для определения
необходимой длительности открывания инжекторов.
На некоторых моделях температура учитывается
также при установке оборотов холостого хода и
угла опережения зажигания.
3. При нарушении исправности функционирования
датчика ECU переходит в режим замкнутого
функционирования, используя вместо
вырабатываемых датчиком ложных сигналов
некоторое среднее значение, обеспечивающее
адекватную эффективность отдачи двигателя при
определенном ее снижении. На приборном щитке в
таком случае загорается контрольная лампа и
автомобиль следует отогнать на станцию
техобслуживания. Диагностика датчика требует
применения специального электронного
оборудования и связана с риском повреждения ECU.
Снятие и установка
Процедура аналогична описанной выше для термочувствительного
датчика-выключателя вентилятора системы охлаждения. На некоторых моделях
доступ к датчику крайне ограничен и требует демонтажа мешающих
компонентов.