Ситроен Ксантия. Капитальный ремонт двигателя (общая информация)
Определение степени необходимости выполнения капитального ремонта
двигателя далеко не во всех случаях оказывается простой задачей и обычно
требует учета широкого спектра различных симптомов и факторов.
Значительный пробег вовсе необязательно является признаком того, что
двигатель нуждается в капитальном ремонте. С другой стороны,
незначительный срок эксплуатации автомобиля также нельзя считать
достаточной гарантией исправности состояния силового агрегата. Пожалуй,
основным фактором, определяющим срок службы двигателя, является частота
и регулярность выполнения процедур общего и текущего обслуживания
автомобиля. При нормальном уходе, частом выполнении смены моторного
масла и прочих оговоренных графиком процедур двигатель надежно прослужит
на протяжении многих и многих тысяч километров пробега. Напротив,
нерадивое отношение к выполнению текущего обслуживания вкупе с неумелым
вождением могут привести к необходимости проведения капитального ремонта
силового агрегата уже спустя очень короткое время.
Чрезмерный расход моторного масла можно считать сигналом о необходимости
проверки состояния поршневых колец, маслоотражательных колпачков и/или
направляющих втулок клапанов. Естественно, прежде всего, следует
удостовериться, что потери масла не связаны с развитием его внешних
утечек. Обратитесь за помощью к квалифицированным специалистам, которые
помогут определить общее состояние двигателя вашего автомобиля на
основании анализов результатов проверки компрессионного давления в
цилиндрах (см. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из
автомобиля - бензиновые двигатели или Ремонтные процедуры, не требующие
извлечения двигателя из автомобиля - дизельные двигатели).
Проверьте давление масла, подключив вместо датчика-выключателя
контрольной лампы подходящий манометр. Сравните результаты измерения с
нормативными требованиями (см. Спецификации). Чрезмерно низкое давление
масла может являться признаком износа коренных/шатунных подшипников
коленчатого вала и/или масляного насоса.
Потеря развиваемой мощности, нарушение стабильности оборотов, чрезмерный
шумовой фон при работе клапанного механизма, повышенный расход топлива
также относятся к числу признаков необходимости проведения капитального
ремонта двигателя, в особенности, когда все эти факторы проявляются
одновременно. Если выполнение полного спектра настроек не поможет в
устранении имеющих место отклонений, единственным разумным выходом из
положения останется выполнение восстановительных работ, связанных с
механической обработкой компонентов.
Капитальный ремонт силового агрегата подразумевает восстановление всех
его рабочих параметров до уровня, характерного для нового двигателя. В
ходе капитального ремонта в обязательном порядке производится замена
гильз цилиндров (при соответствующей комплектации), поршней и поршневых
колец. Обычно заменяются коренные и шатунные подшипники, в случае
необходимости может быть произведена проточка и восстановление шеек
коленчатого вала. В обязательном порядке выполняется обслуживание
клапанов, состояние которых на момент возникновения необходимости в
проведении капитального ремонта двигателя почти наверняка оставляет
желать лучшего. Параллельно с выполнением процедур общего ремонта
силового агрегата обычно производится также восстановительный ремонт
таких вспомогательных компонентов, как распределитель зажигания
(бензиновые двигатели), стартер и генератор. По завершении ремонта
двигатель приобретает характеристики, свойственные для нового агрегата,
и может безотказно прослужить еще многие и многие тысячи километров
пробега.
Такие критичные компоненты системы охлаждения, как шланги, приводные
ремни, термостат и водяной насос при проведении капитального ремонта
двигателя должны заменяться в обязательном порядке. Кроме того, следует
внимательно проверить состояние радиатора. В случае выявления признаков
развития утечек или нарушения проходимости радиатор следует также
заменить. Многие фирменные мастерские автосервиса не дают гарантию на
эксплуатацию восстановленного двигателя без выполнения профессиональной
чистки и ремонта радиатора. Составители данного Руководства не
рекомендуют предпринимать попыток выполнения восстановительного ремонта
водяного насоса, - эффективнее и надежнее будет заменить его новым.
Прежде чем приступать к выполнению капитального ремонта двигателя
внимательно ознакомьтесь с материалами данной части Главы Ремонт
двигателя, тем самым теоретически подготовив себя к предстоящей работе.
Заметим, что капитальный ремонт двигателя вовсе не требует от
исполнителя высокого профессионального уровня (при условии строгого
соблюдения всех инструкций), однако может отнять достаточно много
времени. Следует приготовиться к отказу от пользования автомобилем на
срок около двух недель, в особенности при необходимости обращения за
помощью в механическую мастерскую с целью выполнения отдельных
восстановительных работ. Проведите небольшой маркетинг, определив
наличие в продаже необходимых запчастей, инструментов и оборудования.
Заблаговременно приготовьте все необходимые материалы. Большая часть
работ может быть выполнена с применением обычного набора слесарного
инструмента, однако часть проверок по определению пригодности некоторых
компонентов к дальнейшему использованию требует применения высокоточного
измерительного оборудования. В сомнительных ситуациях обращайтесь за
советом к специалистам автосервиса, которые всегда помогут определиться
с выбором в вопросе о необходимости замены или восстановительного
ремонта любого из внутренних компонентов двигателя.
Прежде чем отдавать какие-либо из деталей для проведения
восстановительного ремонта в мастерскую автосервиса, проведите полную
разборку двигателя и демонтаж всех его внутренних компонентов. Не
забывайте, что решающим фактором в вопросе о целесообразности проведения
капитального ремонта двигателя всегда является состояние блока его
цилиндров. Часто дешевле и надежнее оказывается заменить изношенный
двигатель восстановленным. Никогда не приступайте к приобретению сменных
компонентов до тех пор, пока тщательно не изучите состояние блока.
Помните, что время является главным затратным фактором при выполнении
капитального ремонта двигателя - не следует бесцельно тратить его на
установку сработавшихся или нестандартных узлов и компонентов.
В заключение заметим, что все усилия по выполнению восстановительного
ремонта изношенных компонентов окажутся потраченными впустую при
небрежном отношении к тщательности поддержания чистоты при сборке
агрегата.