Ситроен Ксантия. Снятие и установка распределительного вала и
толкателей клапанов (дизельный двигатель)
Снятие, проверка состояния и установка распределительного вала и
толкателей клапанов
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите крышку головки цилиндров (см.Снятие
и установка крышки головки цилиндров).
2. Снимите зубчатое колесо распределительного
вала (см.Снятие
и установка зубчатых колес ремня привода ГРМ).
3. Крышки подшипников должны быть
последовательно пронумерованы, в направлении от
маховика. При отсутствии фабричных
идентификационных меток нанесите их
самостоятельно при помощи маркера. Нанесите
также метка на стенке трубопровода.
4. В несколько приемов равномерно ослабьте гайки
крепления крышек и снимите последние с головки
цилиндров.
5. Аккуратно извлеките из головки цилиндров
распределительный вал и снимите с его передней
(со стороны газораспределительного ремня) цапфы
сальник. При сборке сальник подлежит замене в
обязательном порядке.
6. Приготовьте восемь пронумерованных
полиэтиленовых пакетов, затем при помощи
резиновой присоски поочередно извлеките из
головки толкатели клапанов, сразу же укладывая
их в соответствующим образом пронумерованные
пакеты. При сборке толкатели должны быть
установлены строго на свои прежние места. Не
соблюдение данного требования ведет к
существенному сокращению сроков службы
компонентов клапанного механизма. В случае
необходимости снимите с торцов стержней клапанов
регулировочные шайбы и сложите их в пакеты с
соответствующими толкателями. Помните, что шайбы
часто подлипают к толкателям, - постарайтесь не
обронить их в процессе извлечения последних.
Проверка состояния
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте состояние подшипниковых шеек и
рабочих поверхностей кулачков распределительного
вала. В случае выявления признаков износа,
борозд или глубоких царапин, замените вал.
Проверьте также состояние подшипниковых
поверхностей в постелях крышек и головки
цилиндров. В случае выявления серьезных дефектов
головку придется также заменить.
2. Проверьте контактирующие с кулачками рабочие
поверхности толкателей на наличие царапин и
признаков чрезмерного износа. Дефектные
толкатели замените. В случае выявления серьезных
повреждений проверьте также состояние рабочих
выступов соответствующих кулачков
распределительного вала. В случае необходимости
произведите замену дефектных компонентов.
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. При соответствующей комплектации установите
на торцы стержней своих клапанов регулировочные
шайбы толкателей. Во избежание нарушения
установки клапанных зазоров (см.Проверка
и регулировка клапанных зазоров) шайбы
должны устанавливаться строго на свои прежние
места.
2. Хорошенько смажьте толкатели и их посадочные
гнезда в головке цилиндров. Аккуратно заправьте
толкатели в свои прежние гнезда. Проследите за
перпендикулярностью посадки толкателей в
головке.
3. Смажьте шейки и кулачки распределительного
вала чистым двигательным маслом.
4. Временно посадите на переднюю цапфу вала
зубчатое колесо и добейтесь совмещения сверления
в нем с ответным отверстием в теле головки (см.Фиксация
коленчатого/ распределительного валов и ТНВД с
целью предотвращения случайного попадания
клапанов в контакт с поршнями в процессе
выполнения процедур обслуживания автомобиля)
- кулачки привода клапанов четвертого цилиндра
должны оказаться развернуты рабочими выступами
вверх. Снимите колесо и аккуратно заведите
распределительный вал в головку цилиндров
(следите, чтобы кулачки 4-го цилиндра оставались
развернутыми подъемами вверх). Удостоверьтесь в
наличии на своем месте стержня, блокирующего
коленчатый вал (см.Фиксация
коленчатого/ распределительного валов и ТНВД с
целью предотвращения случайного попадания
клапанов в контакт с поршнями в процессе
выполнения процедур обслуживания автомобиля).
5. Следя за правильностью расположения
маркировки, установите крышку центрального
подшипника, наверните крепежные гайки и затяните
их на два-три оборота.
6. Смажьте герметиком отмеченные на
сопроводительной иллюстрации поверхности крышек
концевых подшипников, затем установите их на
свои штатные места в соответствии с
идентификационной и посадочной маркировкой. На
два-три оборота затяните крепежные гайки.
7. В несколько приемов равномерно затяните гайки
крепления крышек с требуемым усилием.
8. Щупом лезвийного типа измерьте величину
осевого люфта распределительного вала и сравните
результат измерения с требованиямиСпецификаций.
Если величина люфта выходит за пределы
допустимого диапазона, следует произвести замену
распределительного вала и/или головки цилиндров.
Для того, чтобы измерить величину люфта толкните
вал в любую из сторон до упора и щупом замерьте
величину зазора, образовавшегося между упорными
поверхностями и крышки центрального подшипника и
ближайшего к ней кулачка.
9. Если замена распределительного вала не
производилась, и не имело место нарушение
установки клапанных зазоров, переходите к
выполнению процедуры, описанной в следующем
параграфе. В противном случае, произведите
регулировку зазоров (см.Проверка
и регулировка клапанных зазоров).
Обратите внимание, что, так как
газораспределительный ремень обязательном
порядке прежнему остается снятым, коленчатый вал
следует обязательно развернуть на четверть
оборота в любую из сторон для вывода его из
положения ВМТ с целью предотвращения контакта
клапанов с поршнями при проворачивании
распределительного вала. Извлеките блокирующий
маховик стержень (см.Фиксация
коленчатого/ распределительного валов и ТНВД с
целью предотвращения случайного попадания
клапанов в контакт с поршнями в процессе
выполнения процедур обслуживания автомобиля)
и скиньте газораспределительный ремень с
зубчатого колеса ТНВД во избежание
проворачивания последнего при вращении
коленчатого вала.
10. Смажьте губки нового сальника чистым
двигательным маслом и посадите его на переднюю
цапфу распределительного вала (губками внутрь).
Посадите сальник заподлицо с поверхностью крышки
подшипника.
11. Если коленчатый вал разворачивался на
четверть оборота (см. п.9), верните его в
положение ВМТ поршней 1 и 4 цилиндров. Ни в коем
случае не проворачивайте вал более чем на 1/4
оборота, так как в этом случае в положении ВМТ
окажутся поршни 2-го и 3-го цилиндров и
произойдет удар клапанов о днища поршней.
12. Верните на место блокирующий маховик
стержень.
13. Установите зубчатое колесо
распределительного вала (см.Снятие
и установка зубчатых колес ремня привода ГРМ).
14. Установите крышку головки цилиндров (см.Снятие
и установка крышки головки цилиндров).