Насосы опрокидывающего механизма автомобилей
БелАЗ-7522, -7523, -7540, -75232
Насосы — шестеренные, гидравлические, марки НШ50У-2
(рис.
153).
Направление вращения вала насоса указано на его корпусе. Насос состоит
из корпуса 12, крышки 3 и качающего узла, в который входят ведущая 11 и
ведомая 2 шестерни, два компенсатора
10, две левые 8 и две правые 1 втулки, две манжеты 9 и две пластины 13.
Стык корпуса с крышкой уплотняется резиновым уплотни тельным кольцом 7
круглого сечения.
В корпусе имеются расточки под шестерни, компенсаторы и втулки. Втулки
служат опорами шестерен, а компенсаторы уплотняют торцовые поверхности
шестерен.
Для уменьшения внутренних перетечек масла через зазоры между торцовыми
поверхностями шестерен и компенсаторов в насосе применено автоматическое
регулирование величин зазоров по торцам шестерен, которое происходит за
счет поджима компенсаторов к торцам шестерен маслом из камеры высокого
давления.
Оба компенсатора 10 являются самоустанавливающимися и поджимаются к
торцам шестерен самостоятельно, что обеспечивает равномерную приработку
рабочих поверхностей компенсаторов.
Масло, просочившееся через смазочные канавки, по литому каналу на дне
корпуса и по каналам в крышке поступает в полости, соединенные с камерой
всасывания.
Приводной конец вала ведущей шестерни уплотнен резиновой са-моподжимной
манжетой.
При разборке компенсаторы 10 и втулки 1 и 8 необходимо извлекать из
корпуса осторожно, чтобы не повредить привалочную плоскость корпуса,
внутренние поверхности колодцев корпуса и поверхности компенсаторов и
втулок, так как появление забоин или задиров на этих поверхностях может
привести к выходу насоса из строя.
При последующей сборке необходимо сохранить прежнее расположение втулок,
компенсаторов и шестерен, так как детали взаимно
приработаны, и в случае их перестановки работа
насоса может резко ухудшиться. Компенсаторы должны быть обращены
рабочими плоскостями к торцам шестерен, фигурные ' манжеты располагаться
в пазах со стороны нагнетания. Манжеты необходимо аккуратно заправить в
пазы таким образом, чтобы их верхние плоскости были заподлицо с торцами
компенсаторов, а кромки направлены внутрь паза. При установке нижнего
компенсатора в корпус необходимо следить, чтобы манжета не вывернулась
из паза и сохранялось прежнее расположение и направление разворота
втулок: они
должны быть развернуты по направлению вращения ведомой шестерни.
При установке крышки на насос необходимо
предохранить уплотняющую поверхность манжеты 4 от повреждений, применяя
специальную оправку. Перед запрессовкой новой манжеты в крышку
поверхность ее смазать маслом. Маслоснимающая кромка манжеты должна быть
направлена внутрь корпуса насоса.