Стартер 16.3708 автомобилей БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
(рис. 143) представляет собой
электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения.
Включение стартера — дистанционное, двухступенчатое. Стартер состоит из
корпуса 3, приводной 7 и коллекторной 1 крышек, тягового реле 4 и
привода 6 с принудительным вводом и удержанием шестерни в зацеплении с
зубчатым венцом маховика.
Муфта привода — комбинированная, состоит из фрикционной муфты и храповой
муфты свободного хода. Фрикционная муфта при возникновении перегрузок
пробуксовывает, предохраняя детали и узлы стартера от разрушения.
Шестерня 10 стартера расположена консольно и опирается на бронзовую
втулку 8, закрепленную в двух шариковых подшипниках 9. Шестерня вводится
в зацепление электромагнитным реле, закрепленным на крышке со стороны
привода.
Стартер выполнен с повышенной степенью защиты: крышка со стороны
коллектора закрыта уплотнительным кожухом 2, все разъемы уплотнены
резиновыми кольцами или прокладками, винтовые соединения — резиновыми
кольцами.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРТЕРА
Номинальная мощность, кВт . . 11,8
Номинальное напряжение, В . ...... 24
Ток на режиме холостого хода при напряжении 24В, А.....130
Рис. 143. Стартер 16.3708
Для исключения перегревания сериеснон обмотки реле
стартера и автоматического отключения стартера при скорости вращения
двигателя более 500 мин-1 в системе пуска двигателя установлены реле
защиты 7 (см. рис. 136) и реле блокировки 46.
Работает система пуска двигателя со стартером 16.3708 следующим образом.
При установке ключа в замок-выключатель 8 отрицательный вывод
аккумуляторных батарей через контактор 51 соединяется с «массой».
Катушка контактора запитывается по цепи: вывод «ОБ» замка-выключателя 8,
провод 6, обмотка контактора 51, провод /, отрицательный вывод
аккумуляторных батарей.
При повороте ключа замка-выключателя до отказа (на 90°) обмотка реле 45
запитывается по цепи: вывод «ЗК» замка-выключателя
8, провод 11, обмотка реле 45, провод 26, реле-блокировки 46, «масса».
После замыкания контактов реле 45 ток проходит по цепи: вывод «ЗК»
замка-выключателя, провод 11, контакты реле 45, провод 22, реле защиты 7
стартера.
Контакты реле защиты замыкаются периодически на 0,5 с с выключением на 2
с. При замкнутых контактах реле защиты ток проходит по цепи; провод 22,
контакты реле защиты, провод 24, обмотка контактора 48, «масса». После
включения контактора 48 ток от аккумуляторных батареи проходит по
обмотке электромагнитного реле стартера и через нее поступает на обмотку
стартера, обеспечивая вход шестерни стартера в зацепление с венцом
маховнка при одновременном вращении якоря стартера на малой скорости.
После надежного зацепления шестерни стартера с венцом маховика двигателя
замыкаются контакты реле стартера и включают силовой контактор 49 по
цепи: вывод «ЗК» замка-выключателя 8, провод 11, контакты реле 45,
провод 22, контакты реле стартера, провод 21, обмотка контактора 49,
«масса». В этом случае стартер включается на полное напряжение.
Через контакты силового контактора 49 ток одновременно поступает в
обмотку электромагнитного реле стартера, и контакты его остаются
замкнутыми, что обеспечивает непрерывную подачу напряжения и на катушку
контактора и транзисторный блок реле защиты. Транзистор реле защиты в
этом случае запирается, и контакты реле находятся в замкнутом состоянии
до пуска двигателя.
Если при пуске двигателя зуб шестерни стартера попадает в торец венца
маховика, контакты реле стартера остаются разомкнутыми, а контакты реле
защиты размыкаются на 2 с, после чего происходит повторное включение
стартера.
После пуска двигателя, когда скорость вращения достигает более 500
мин-1, с измерителя тахометра подается сигнал на реле 46 блокировки
стартера, которое размыкает цепь контактора 48 и стартер выключается.
Прп неудачной попытке пуска двигателя реле 46 остается в заблокированном
состоянии. Для разблокировки реле и повторного включения стартера
необходимо вынуть ключ из замка-выключателя и вставить снова.
Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с,
а повторное включение не должно осуществляться ранее чем через 25—30 с.