СИСТЕМА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ автомобилей БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
К системе энергоснабжения относятся четыре аккумуляторные батареи,
соединенные попарно последовательно-параллельно, и генератор, включенный
параллельно аккумуляторным батареям.
Аккумуляторные батареи. На автомобилях установлены аккумуляторные
батареи типа 6СТ-132ЭМ.
В батарею заливать электролит плотностью, соответствующей климатическому
району эксплуатации автомобиля и времени года (табл. 5).
Вместимость одной батареи до рабочего уровня 8 л.
Таблица 5
Зависимость плотности электролита от климатического района эксплуатации
автомобиля
Климатический район
Средняя месячная
температура воздуха в январе, °С
Время года
Плотность
электролита, приведен ная к температуре +25 С. г/см3
в заряженной
заливаемого батарее
Очень холодный
—45...—
30
Зима
Лето
1.28
1,24
1,30
1,26
Холодный
—30...—15
Круглый год
1,26
1,28
Умеренный
—15...—8
»
1,24
1,26
Жаркий сухой
—15...+4
»
1,22
1,24
Теплый влажный
0...+ 14
»
1,20
1,22
Примечание. Допускается отклонение плотности от
приведенной в таблице на ±0,01 г/см3.
Для приготовления электролита используется
дистиллированная вода и серная кислота. Электролит готовится в посуде,
стойкой против серной кислоты — керамической, пластмассовой, эбонитовой,
освинцованной. В посуду сначала заливается вода, а затем при непрерывном
помешивании серная аккумуляторная кислота. Для получения электролита
соответствующей плотности необходимо руководствоваться табл. 6.
Таблица 6
Соотношение между плотностью электролита, количеством воды и серной
кислоты Плотность электролита,
г/см3
1,20
1,22
1,24
1,26
1,28
1,40
Количество
воды, л
0,859
0,839
0,819
0,800
0,781
0,650
Количество
серной кислоты
0,200
0,221
0,242
0,263
0,285
0,423
Температура электролита, заливаемого в батарею,
должна быть не менее плюс 15°С и не более 25 °С в районах с умеренным
климатом и не более 30 °С — в районах с тропическим климатом.
Прежде чем заливать электролит, вывернуть из батареи пробки и снять с
них пленку, закрывающую вентиляционные отверстия, или срезать выступ на
торце пробки для образования вентиляционного отверстия. Если вместо
пленки и выступа применен герметизирующий диск под пробкой, удалить его.
После заливки электролита в батарею вентиляционные отверстия оставить
открытыми.
Электролит заливается на 10—15 мм выше предохранительного щитка. Спустя
20 мин, но не позднее чем через 2 часа после заливки электролита,
заверить его плотность. Если плотность понизится не более чем на 0,03
г/см3 против плотности залитого электролита, то батарею можно
устанавливать на автомобиль для эксплуатации. Если же плотность
электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то батарею необходимо
зарядить.
Для зарядки батареи положительный вывод соединить с положительным
полюсом источника тока, а отрицательный — с отрицательным. Зарядный ток
13 А.
Температура электролита в батарее должна быть не более 30 °С в холодной
и умеренной зонах эксплуатации и не более 35°С — в жаркой п влажной
зонах. Если температура электролита больше указанной, его следует
охладить.
Заряжать батарею необходимо до тех пор, пока не начнется обильное
выделение газа во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность
электролита будут постоянными в течение двух часов. Напряжение на
выводах батареи следует контролировать вольтметром класса точности 1.0
со шкалой 30 В и ценой деления 0,2 В постоянного тока.
При зарядке батареи необходимо следить за температурой электролита: она
должна быть не более 45 °С в холодной и умеренной климатических зонах и
не более 50°С — в тропическом климате. Если температура будет больше
указанной, уменьшить зарядный ток наполовину или вообще прекратить
зарядку, чтобы электролит охладился до температуры 30—35 °С.
В конце зарядки определить плотность электролита с учетом
температурной поправки (табл. 7). При
несоответствии плотности климатическому району и сезону откорректировать
доливкой дестилированной воды, если плотность больше нормы, или
электролита плотностью 1,4 г/см3 — если плотность ниже нормы.
Таблица 7
Температурные поправки к плотности электролита
После корректирования плотности зарядку батарей
необходимо продолжить в течение 30 мин до полного перемешивания
электролита, после чего батареи отключить. Спустя 30 мин после
отключения батареи замерить уровень электролита во всех аккумуляторах.
Если уровень электролита окажется меньше нормы, добавить в аккумуля-
тор электролит такой же плотности (табл. 5). При уровне электролита
больше нормы избыток его удалить резиновой грушей.
Отрицательный вывод аккумуляторных батарей соединен с «массой»
автомобиля через контактор типа ТКС601ДОД (рис. 138). Контактор
установлен в аккумуляторном ящике.
Принципиальная схема контактора изображена на рис. 139.
В катушке электромагнита две обмотки — включающая 8 и удерживающая б.
При обесточенной включающей обмотке возвратная пружина удерживает
силовые контакты контактора в разомкнутом состоянии. При этом
блок-контакт, шунтирующий удерживающую обмотку, замкнут. При включении
электромагнита ток проходит по включающей обмотке и замкнутому
блок-контакту, сердечник втягивается и силовые контакты замыкаются.
Одновременно размыкается блок-контакт и ток проходит через включающую и
удерживающую обмотки. Общее сопротивление обеих обмоток увеличивается и
они могут находиться под напряжением длительное время.
Генератор. На автомобилях с двигателями семейства ЯМЗ-240
устанавливается генератор Г263А, а с двигателями семейства
ЯМЗ-840—генератор Г263Б. Генераторы отличаются приводом: у генератора
Г263А — фланцевый, а у Г263Б — клиноременный привод. Устройство
генератора Г263В показано на рис. 140.
Для первоначального возбуждения генератора его обмотка возбуждения
подключена к аккумуляторным батареям через резистор подпитки (Rn)
сопротивлением 75 Ом.
Силовая обмотка генератора, в которой индуцируется переменный ток,
расположена на неподвижном статоре, а обмотка возбуждения — на
вращающемся роторе. При вращении ротора магнитный поток обмотки
возбуждения пересекает проводники обмотки статора и шунтирует в ней
переменную электродвижущую силу. Переменный ток преобразуется в
постоянный кремниевым выпрямителем, вмонтированным в крышку со стороны
контактных колец.