(рис. 125) предназначен для предохранения
переднего и заднего контуров привода рабочей тормозной системы от потери
сжатого воздуха в случае нарушения герметичности привода стояночной
тормозной системы. При уменьшении давления воздуха в любом контуре
рабочей тормозной системы и приводе стояночной тормозной системы до
заданного уровня защитные клапаны разобщают привод стояночной тормозной
системы с обоими контурами привода рабочей тормозной системы. Кроме
того, одинарные защитные клапаны предотвращают выход сжатого воздуха из
привода стояночной системы в случае нарушения герметичности любого
контура привода рабочей системы — предотвращают автоматическое
торможение автомобиля стояночной тормозной системой.
В исходном положении диафрагма 2 пружинами 5 и 9 прижата к седлу корпуса
1 и разобщает выводы I и III.
Сжатый воздух через вывод I поступает под диафрагму. При достижении
заданного давления воздуха диафрагма поднимается и воздух проходит в
полость II, открывается обратный клапан 11, и воздух поступает в вывод
III и далее к крану управления.
При снижении давления в выводе I до заданной
величины диафрагма опускается под действием пружин на седло и разобщает
выводы I и III. Клапан 11 в это время закрывается и предотвращает
обратное движение сжатого воздуха.
Клапан регулируется винтом 7 таким образом, чтобы воздух в вывод III
поступал при давлении в выводе I 0,46—0,48 МПа (4,6—4,8 кгс/см2). При
этом закрытие клапана происходит при давлении в выводе I 0,54 МПа (5,4
кгс/см2).
При заворачивании винта 7 в крышку 3 давление, при котором воздух
перепускается от вывода I к выводу III, увеличивается, при выворачивании
— уменьшается.
Кран управления (рис. 126) предназначен для управления тормозным
механизмом стояночной тормозной системы.
При движении автомобиля — автомобиль расторможен — рукоятка крана
находится в переднем крайнем положении. Сжатый воздух из ресиверов через
одинарные защитные клапаны подводится к выводу V. Под действием пружины
6 шток 16 находится в нижнем положении, а клапан 21 пружиной 2 прижат к
седлу штока. Воздух через отверстие в поршне 22 поступает в полость IV и
через зазор между поршнем 22 и седлом — в полость III и далее к выводу I,
сообщающемуся с полостью цилиндра тормозного механизма через клапан
быстрого выпуска воздуха.
При поворачивании рукоятки 14 направляющий колпачок 15 поднимается
вверх, увлекая за собой шток 16, седло отрывается от клапана 21 и клапан
под действием пружины 2 поднимается до упора в седло поршня 22, закрывая
проход воздуха от вывода V к выводу I. Через отверстие в клапане 21,
выводы I и II воздух выходит в атмосферу до тех пор, пока давление в
полости IV не превысит силы уравновешивающей пружины 5 и давления
воздуха над поршнем 22 в полости III. Преодолевая усилие пружины 5,
поршень вместе с клапаном поднимается вверх до соприкосновения клапана с
седлом — прекращает выпуск воздуха в атмосферу. Таким образом
осуществляется следящее действие крана управления.
Стопор 20 крана имеет профиль, обеспечивающий автоматическое возвращение
рукоятки в переднее положение. Только в крайнем заднем положении
фиксатор входит в специальный паз в стопоре и фиксирует рукоятку. При
этом вывод I сообщается с атмосферой, так
как поршень упирается в тарелку 7 и клапан 21
не доходит до седла штока. Чтобы растормозить автомобиль, необходимо
потянуть за рукоятку — фиксатор выйдет из паза стопора и рукоятка
свободно вернется в переднее положение.