Клапан управления тормозной системой прицепа автомобилей БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
(рис. 120) предназначен для управления
тормозной системой прицепного агрегата и ограничения давления сжатого
воздуха, поступающего в ее привод.
Сжатый воздух из ресивера подводится к выводу VIII. Одновременно воздух
через канал VII проходит в полость над ступенчатым поршнем 28.
В положении «расторможено» диафрагма 11 и толкатель 25 удерживаются в
нижнем положении (по рисунку) пружиной 14. При этом выпускной клапан 8
закрыт, а впускной клапан 6 открыт и сжатый воздух проходит из вывода
VIII к выводу И, соединенному с воздухораспределительным клапаном
прицепа. После достижения заданного давления в выводе II,
устанавливаемого регулировочным винтом 2, поршень 5, преодолевая усилие
пружины 3, опускается вниз (по рисунку) и седло 7 садится на клапан 6 —
вывод II разобщается с выводом VIII. Если на участке привода «вывод II—воздухораспределительный
клапан прицепа» или в ресивере прицепа давление уменьшается сверх
предельно допустимого, нижний поршень 5 поднимается вверх (по рисунку) и
вывод II сообщается с выводом VIII — давление в соединительной
магистрали или ресивере увеличивается до нормального. Эти циклы
повторяются непрерывно — в этом проявляется ограничительно-регулирующая
функция клапана.
В положении «заторможено» сжатый воздух подается в вывод VI, через канал
V заполняет полость под диафрагмой 11, диафрагма прогибается вверх (по
рисунку) и перемещает вверх толкатель 25, седло 9 отрывается от клапана
8 и вывод II через канал в толкателе, полость над диафрагмой и канал IV
сообщается с атмосферой — воздух из воздухораспределительного клапана
прицепа выходит в атмосферу. Однако если тормозной кран открыт не
полностью, воздух будет выходить до тех пор, пока давление под
диафрагмой и в полости иод ступенчатым поршнем 28, передаваемое через
канал III, не уравновесятся давлением в полости над ступенчатым поршнем
28, передаваемым через канал VII. При дальнейшем уменьшении давления в
выводе II и канале III ступенчатый поршень 28 перемещается вниз (по
рисунку) и перемещает вниз толкатель 25, который садится седлом 9 на
выпускной клапан 8, канал в толкателе 25 перекрывается и дальнейший
выход воздуха в атмосферу прекращается. Таким образом осуществляется
следящее действие клапана, а потому прицепной агрегат затормаживается с
эффективностью, пропорциональной давлению воздуха в канале VI,
соединенном с тормозным краном.
Рычаг 16 клапана соединен с тягой привода стояночного тормозного
механизма: при затормаживании тягача стояночным тормозом рычаг 16 (с
колпаком) поворачивается, шарик 17 катится по спиральной направляющей
крышки 12 и колпак 15 перемещается вверх (по рисунку), стержень
переключателя 21 тоже перемещается вверх и увлекает собой толкатель 25,
седло 9 отрывается от выпускного клапана 8, а впускной клапан 6 садится
на седло 7 — вывод II сообщается с атмосферой и разобщается с ресивером
— прицепной агрегат затормаживается своей тормозной системой.
Рис. 120. Клапан управления тормозной системой
прицепа:
1—стопорная гайка; 2—регулировочный винт; 3, 14, 22—пружины; 4—нижняя
крышка; 5—нижний поршень; 6—впускной клапан; 7—седло впускного клапана;
8— выпускной клапан; 9— седло выпускного клапана; 10—корпус;
11—диафрагма; 12—верхняя крышка; 13—тарелка; 15— колпак; 16—рычаг
(приварен к колпаку 15); 17—шарик переключателя; 18—шарик
шарикоподшипника; 19—опора; 20— гайка: 21—стержень переключателя;
23—штифт; 24, 30, 31—опорные кольца; 25— толкатель; 26, 29— кольцевые
пружины; 27—опора; 28—ступенчатый поршень; 32—заглушка
I — дренажный канал; II — вывод, сообщающийся с воздухораспределительным
клапаном тормозной системы полуприцепа; III, V, VII — соединительные
каналы; IV — канал, соединяющийся с атмосферой; VI — вывод, сообщающийся
с тормозным краном; VIII — вывод, сообщающийся с компрессором
(ресивером)