Ускорительный клапан тормозов автомобилей БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
(рис. 118) предназначен для уменьшения
времени срабатывания тормозных механизмов задней оси путем ускорения
впуска и выпуска сжатого воздуха. Установлен на автомобилях БелАЗ-7540,
-75401, -75232.
В исходном положении (автомобиль расторможен) сжатый воздух от ресивера
подводится к выводу II, а вывод III через отверстие в корпусе 8 и клапан
1 сообщается с атмосферой.
При нажатии на педаль сжатый воздух от тормозного крана подводится к
выводу I, поршень И опускается вниз и своим днищем соприкасается с
седлом 9 верхнего клапана, разобщая вывод III с атмосферой. При
дальнейшем движении поршня вниз вместе с ним перемещается и корпус 8 с
клапаном 12. Клапан 12 отрывается от седла 7 и выводы II и III
сообщаются — сжатый воздух от ресивера поступает в тормозные цилиндры.
Когда усилие от давления воздуха на поршень снизу станет равным усилию
сверху, поршень 11 вместе с корпусом 8 под действием пружины 15
переместятся вверх и клапан 12 соприкоснется с седлом 7 — поступление
воздуха из вывода II в вывод III прекратится. Таким образом
обеспечивается следящее действие ускорительного клапана.
При растормаживании автомобиля воздух из вывода I через тормозной кран
выходит в атмосферу. Под действием давления снизу поршень перемещается
вверх и все элементы клапана возвращаются в исходное положение: нижний
клапан 12 садится на седло 7 и разобщает выводы II и III, верхний клапан
открывается и воздух из цилиндров тормозных механизмов через вывод III и
клапан 1 выходит б атмосферу.
Рис. 118. Ускорительный клапан:
1—клапан выпуска воздуха в атмосферу;
2—упорное кольцо; 3—направляющий стакан; 4, 5, 10, 13—уплотнительные
кольца; 6—тарелка; 7—седло клапана; 8—корпус клапанов; 9—седло верхнего
клапана; 11—поршень; 12—нижний клапан; 14—колпачок клапана; 15—пружина;
I — вывод, сообщающийся с тормозным краном; II — вывод, сообщающийся с
ресивером; III — вывод, сообщающийся с атмосферой (в исходном
положении); IV—атмосферный вывод