Золотниковая коробка трехступенчатой
гидромеханической передачи автомобилей БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
Заданное давление масла в главной магистрали
поддерживается редукционным клапаном, установленным в золотниковой
коробке (рис. 53), в которой также установлены золотники переключения
передач.
После пуска двигателя насос подает масло в полость V редукционного
клапана. По достижении в главной магистрали давления 0,6— 0,65 МПа
(6—6,5 кгс/см2) золотник 11 клапана, перемещаясь влево (по рисунку),
сообщает полость V с полостью II через канал в золотнике и масло
поступает в магистраль гидротрансформатора для поддержания в ней
необходимого избыточного давления.
По мере увеличения частоты вращения коленчатого
вала двигателя увеличивается подача масла насосом и золотник И,
перемещаясь дальше влево, сообщает полость V с полостью III, из которой
масло сливается в поддон.
При включении ступени заднего хода масло из нагнетательной полости
золотника заднего хода поступает в полость I пружины редукционного
клапана и действует на торец толкателя 6. За счет этого увеличивается
усилие, необходимое для перемещения золотника редукционного клапана, и
давление масла, подаваемого в цилиндр фрикционной муфты ступени заднего
хода, тоже увеличивается. В такой же степени увеличивается и
передаваемый муфтой крутящий момент. После выключения ступени заднего
хода полость пружины редукционного клапана и нагнетательная полость
муфты заднего хода соединяются со сливным каналом и давление в
нагнетательном канале магистрали уменьшается до прежнего.
В золотниковой коробке установлен также предохранительный клапан,
отрегулированный на давление 1,9—2,2 МПа (19—22 кгс/см2). Клапан
предназначен для слива масла в поддон в случае заклинивания золотника
редукционного клапана.
Рис. 53. Золотниковая коробка трехступенчатой
гидромеханической передачи:
1—регулировочный винт; 2—стопорная гайка; 3—крышка; 4—корпус; 5—гильза
толкателя золотника; 6—толкатель золотника; 7—шарик предохранительного
клапана; 8—пружина; 5— крышка золотниковой коробки; 10—гильза
редукционного клапана; 11—золотник редукционного клапана; 12, 14. 16,
18—золотники переключения ступеней коробки передач; 13, 15, 17, 19—
гильзы золотников:
I — полость пружины редукционного клапана; II — полость магистрали
гидротрансформатора;
III — полость, сообщающаяся со сливным каналом; IV, V, VII, X, XIV, XVI
— полости, сообщающиеся с нагнетательным каналом главной магистрали; VI,
XI, XIII, XVIII—полости, сообщающиеся с цилиндрами фрикционных муфт
соответственно первой, второй, третьей и ступени заднего хода (и со
сливным каналом в нейтральном положении золотников, как показано на
рисунке); VIII, IX, XV, XVII — полости управления (полости подвода
жидкости через золотники блока пилотов для перемещения золотников); XII
— сливной канал