Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока со
смешанным возбуждением с электромагнитным тяговым реле.
Стартер состоит из корпуса или статора с обмотками возбуждения, якоря с
обгонной муфтой, крышки со щеткодержателями и тягового реле.
При включении стартера через обмотку тягового реле стартера начинает
протекать ток от аккумулятора. Якорь реле втягивается и контакты реле
замыкаются. Одновременно якорь реле через рычаг перемещает обгонную
муфту с шестерней. Ступица обгонной муфтой поворачивает на винтовых
шлицах вала якоря стартера поворачивает также и шестерню, что облегчает
ввод ее в зацепление с зубчатым венцом маховика. Через замкнутые
контакты тягового реле идет ток, питающий обмотки статора и якоря и
якорь стартера начинает вращаться вместе со ступицей и обгонной муфтой.
После запуска двигателя частота вращения шестерни превышает частоту
вращения якоря стартера. В этом случае обгонная муфта свободно
проворачивается, и крутящий момент не передается от маховика двигателя
на вал якоря стартера. После отпускания ключа зажигания цепь питания
обмоток тягового реле через выключатель зажигания размыкается, якорь
тягового реле пружиной отжимается в исходное положение, контакты реле
размыкаются и шестерня привода выходит из зацепления с зубчатым венцом
маховика.
ВНИМАНИЕ
представляет собой обменный компонент. Это означает, что поврежденный
стартер при покупке отремонтированного или нового принимается
изготовителем в зачет. Поэтому необходимо старый стартер брать с собой.
Проверка системы запуска двигателя
Если стартер не работает в положении ключа “запуск двигателя”, возможны
следующие причины:
– Неисправен аккумулятор.
– Обрыв электрической цепи между замком зажигания, тяговым реле,
аккумулятором и стартером.
– Неисправно тяговое реле.
– Механический или электрический дефект стартера.
Для проверки аккумулятора зажгите фары. Если они тускнеют через
несколько секунд, значит, аккумулятор разряжен. Подзарядите или замените
аккумулятор. Если фары не тускнеют, включите стартер и наблюдайте за
светом. Если они тускнеют, значит, напряжение поступает к стартеру и
неисправность находится в нем. Если фары продолжают гореть ярко (и
отсутствует щелчок тягового реле стартера), это указывает, что имеется
повреждение в электрической цепи или неисправно тяговое реле. Если
стартер вращается медленно, а аккумулятор в хорошем состоянии, то это
указывает, что стартер неисправен или присутствует значительное
сопротивление в электрической цепи стартера.
Если подозревается повреждение в электрической цепи, отсоедините
аккумулятор и очистите все соединения и контакты в цепи питания
стартера. Повторно подключите аккумулятор и, используя вольтметр,
проверьте напряжение по элементам электрической цепи до стартера.
Если аккумулятор и электрическая цепь в хорошем состоянии, снимите
провод питания с тягового реле и подключите к нему вольтметр. Поверните
ключ зажигания в положение “запуск двигателя”. В этом положении должно
быть полное напряжение аккумулятора.
Контакты тягового реле могут быть проверены подключением вольтметра
между контактом тягового реле, соединенного со стартером и землей. При
повороте ключа зажигания в положение “запуск двигателя” вольтметр должен
показывать напряжение. При отсутствии напряжения неисправен соленоид
тягового реле.
Если электрическая цепь и тяговое реле исправны, значит, неисправен
стартер.