5.2. Рекомендации по снятию двигателя
Перед началом
работы внимательно ознакомьтесь со всем разделом по снятию
двигателя.
Если двигатель
снимают для ремонта, необходимо выбрать место для проведения
работ, обеспечить пространство для обслуживания и хранения
запчастей. Проводить ремонт двигателя следует на станции
техобслуживания или в гараже с ровным горизонтальным полом с
чистым твердым покрытием.
Перед снятием
очистите от загрязнений и вымойте двигатель и моторный
отсек. Для
снятия двигателя используйте грузоподъемный механизм,
позволяющий безопасно поднимать силовой агрегат.
Если вы снимаете
двигатель впервые, необходимо пригласить опытного специалиста.
Некоторые работы выполняются с помощником.
Все зажимы и
хомуты, которые при снятии двигателя будут повреждены или
разрезаны, при сборке двигателя надо заменить на новые.
Двигатель снимается
вперед без коробки передач.
Слитую охлаждающую
жидкость необходимо собрать и утилизировать.
Перед отсоединением
аккумуляторной батареи выясните, есть ли у вас код включения
радиоприемника.
Снятие
Выключите зажигание
и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
Отверните винты и
снимите кожух двигателя (см. рис.
3.3–24).
Снимите защитные
кожухи 1–4 в задней части моторного отсека (рис.
3.3–1).
Снимите крышку
расширительного бачка.
Снимите передние
воздуховоды (см. рис.
3.3–25).
Отверните болт
крепления вентилятора радиатора с вязкостной муфтой, удерживая
от проворачивания ось вентилятора другим гаечным ключом.
Отвинтите кожух
вентилятора радиатора.
Снимите вентилятор
с вязкостной муфтой вместе с кожухом.
Рис. 3.3–2.
Расположение фиксатора кожуха и направление
поворота при снятии вентилятора радиатора с
электрическим приводом
|
Для снятия
вентилятора радиатора с электрическим приводом отсоедините от
вентилятора электрический разъем, извлеките фиксатор кожуха,
поверните кожух в направлении стрелки (рис.
3.3–2) и
снимите вентилятор.
Выверните винты и
снимите кожух поликлинового ремня (см. рис.
3.3–27).
Предупреждение
Используя мел,
маркер или краску, отметьте направление вращения поликлинового
ремня. Если при установке поликлиновой ремень будет вращаться в
другую сторону, это приведет к его разрушению.
Рис. 3.3–28.
Расположение болта крепления натяжного ролика
поликлинового ремня компрессора кондиционера
|
Ослабьте болт
крепления натяжного ролика поликлинового ремня компрессора
кондиционера и снимите ремень со шкивов (см. рис.
3.3–28).
Торцовым ключом
поверните против часовой стрелки механизм натяжения основного
поликлинового ремня, в результате чего ослабится натяжение
ремня, зафиксируйте в этом положении механизм натяжения штифтом
(поз.1, см. рис.
3.3–29) и
снимите ремень.
Выверните болты (рис.
3.3–4) и
снимите термозащитный экран над турбокомпрессором.
Выверните болты
крепления приемной выхлопной трубы к турбокомпрессору (рис.
3.3–5).
Рис. 3.3–34.
Расположение винтов крепления подогревателя
выхлопной трубы и шумоизоляции дополнительного
подогревателя
|
Выверните винты
крепления подогревателя выхлопной трубы и шумоизоляции
дополнительного подогревателя (см. рис.
3.3–34).
Освободите
фиксаторы и снимите нижние брызговики моторного отсека,
состоящие из двух секций (см. рис.
3.3–35).
Выверните два болта
и снимите кронштейн нижнего брызговика моторного отсека (см. рис.
3.3–36)
Ослабьте хомуты и
снимите переднюю выхлопную трубу с каталитическим
нейтрализатором.
Установите под
двигателем приемный поддон для сбора охлаждающей жидкости.
Слейте охлаждающую
жидкость, повернув на 90° кран 1( рис.
3.3–6) в
основании трубы и вывернув дренажный болт 2.
Отвинтите
компрессор кондиционера от кронштейна и, не отсоединяя от него
шланги, отведите его в сторону.
Выверните
компенсатор крутящего момента от двигателя и кузова.
Выверните
эластичную опору в нижней правой части рамы.
Отсоедините от
стартера электрический разъем, затем отвинтите гайку 1 (рис.
3.3–7) и
отсоедините от стартера положительный провод .
Отвинтите два
болта, показанные стрелками на рис.
3.3–7, и,
соблюдая осторожность, снимите стартер.
Через отверстие,
открывшееся после снятия стартера, вывинтите три болта крепления
гидротрансформатора (рис.
3.3–8). Для
доступа к каждому последующему болту необходимо проворачивать
коленчатый вал двигателя в направлении его рабочего вращения на
1/3 оборота.
Примечание
Для проворачивания
коленчатого вала необходимо использовать болт крепления шкива
коленчатого вала.
Автомобили с механической
коробкой передач
Отвинтите и снимите
кожух со стороны правого вала привода.
В правом
распределительном блоке отсоедините электрический разъем и,
отвинтив гайку, снимите наконечник провода стартера. Затем
отвинтите болт крепления зажима провода и отведите провод
стартера в сторону.
Отсоедините
электрический разъем от выключателя фонаря заднего хода.
Все модели
Отвинтите и снимите
кожух со стороны левого вала привода.
Снимите с левой
стороны коробки передач термозащитный экран.
Отсоедините
электрический разъем от датчика спидометра.
Рис. 3.3–9.
Расположение электрического разъема (1), датчика
спидометра, датчика частоты вращения двигателя
(2) и болта (3) крепления трубопровода
автоматической коробки передач
|
При наличии датчика
2 (рис. 3.3–9)
частоты вращения двигателя G28 , отвинтите его. Датчик 2
расположен в передней левой части коробки передач.
Отвинтите болт 3
крепления трубопровода автоматической коробки передач и
переместите трубопровод в сторону.
Освободите из
кронштейна и отсоедините электрические разъемы жгута проводов и
многофункционального переключателя.
Отсоедините
электрические разъемы с левой стороны двигателя.
Вывинтите нижние
болты крепления коробки передач к двигателю.
Вывинтите нижние
болты, показанные стрелками на рис.
3.3–10,
крепления двигателя к нижней раме.
Рис. 3.3–11.
Расположение хомутов крепления шлангов системы
охлаждения к штуцерам отопителя на перегородке
моторного отсека
|
Ослабьте хомуты
(рис. 3.3–11)
и отсоедините шланги системы охлаждения, идущие к отопителю.
Снимите вакуумный
шланг с вакуумного усилителя тормозов.
Ослабьте хомуты и
отсоедините шланги системы охлаждения от двигателя.
Рис. 3.3–12.
Расположение электрического разъема датчика (1)
в шланге (2) подачи воздуха к впускному
коллектору
|
Отсоедините
электрический разъем от датчика 1 воздушного патрубка (рис.
3.3–12).
Снимите шланг 2
подачи воздуха к впускному коллектору.
Рис. 3.3–21.
Расположение болтов крепления шкива
поликлинового ремня насоса усилителя рулевого
управления и специальный инструмент для
удержания шкива от проворачивания
|
Отвинтите болты
крепления шкива поликлинового ремня насоса усилителя рулевого
управления, удерживая шкив от проворачивания специальным
инструментом (см. рис.
3.3–21).
Ослабьте хомуты и
снимите воздушный патрубок с воздушного фильтра.
Рис. 3.3–13.
Расположение электрического разъема (1)
датчика вентилятора радиатора и хомутов
крепления шлангов системы охлаждения от датчика
(2) и дополнительного обогревателя (3)
|
Отсоедините от
датчика 2 (рис.
3.3–13)
вентилятора системы охлаждения электрический разъем 1 и шланг
системы охлаждения.
Ослабьте хомуты и
отсоедините шланги системы охлаждения от дополнительного
обогревателя 3.
Отсоедините
топливные шланги от топливного фильтра.
Снимите крышку
воздушного фильтра.
Отсоедините
электрический разъем от расходомера воздуха (рис.
3.3–14) и
освободите провода из фиксаторов.
Отсоедините
электрические разъемы от электромагнитного клапана и клапана
рециркуляции отработавших газов (EGR).
Отсоедините
вакуумные шланги от турбокомпрессора и механического клапаны
системы рециркуляции отработавших газов и переместите шланги в
сторону.
Рис. 3.3–15.
Рас положение винтов и направление снятия кожуха
блока управления: 1 – направление снятия
|
Поверните левый
защитный кожух блока управления в направлении стрелки 1 (рис.
3.3–15) и
выверните задний правый винт.
Выверните
оставшиеся винты крепления, показанные стрелками на рис.
3.3–15.
Снимите кожух блока
управления.
В блоке управления
отсоедините электрические разъемы от блоков управления
двигателем и коробкой передач. Освободите крепление реле, для
чего, используя отвертку с тонким лезвием, отожмите боковые
фиксаторы.
Отсоедините
оставшиеся разъемы и снимите жгут проводов с верхней части
двигателя.
Отвинтите верхние
болты крепления коробки передач к двигателю, оставив один болт
на месте.
На задней части
турбокомпрессора ослабьте болт
А (рис.
3.3–16),
поверните стойку по часовой стрелке и снова затяните болт.
Отсоедините стойки
поддержки капота от капота. Установите капот вертикально и
закрепите его в этом положении.
Подвесьте на таль
грузоподъемный захват 2024 и закрепите его захваты на двигателе.
Отвинтите болты
крепления коробки передач к двигателю.
Проверьте, чтобы
все электрические провода, шланги, патрубки и трубопроводы были
отсоединены от двигателя.
Автомобили с автоматической
коробкой передач
Рис. 3.3–17.
Использование большой отвертки для прижатия
гидротрансформатора к двигателю при снятии
двигателя
|
Перед снятием
двигателя большой отверткой прижмите гидротрансформатор к
двигателю (рис.
3.3–17).
Соблюдая
осторожность, приподнимите двигатель, затем отведите его от
коробки передач и извлеките вверх из моторного отсека.
Автомобили с автоматической
коробкой передач
Закрепите
гидротрансформатор на двигателе.
Установка
Установка
проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом
следующего.
При установке
двигателя необходимо заменить на новые самоконтрящиеся гайки и
болты, которые затягивали доворачиванием на определенный угол, а
также уплотнительные кольца и прокладки.
Перед установкой
убедитесь, что стойка В (см. рис.
3.3–16) на
задней части турбокомпрессора повернута по часовой стрелке.
Перед установкой
двигателя закрепите по бокам моторного отсека электрические
провода и шланги для того, чтобы их не зажало двигателем.
При установке
проверьте наличие центрирующих втулок, определяющих взаимное
расположение двигателя и коробки передач.
Автомобили с механической
коробкой передач
Очистите шлицы
приводного вала и при повторном использовании диска сцепления
удалите с него следы коррозии. Смажьте шлицы вала привода тонким
слоем смазки G 000 100.
Проверьте состояние
подшипника выключения сцепления и при необходимости замените
его.
Используя оправку,
проверьте центрирование диска сцепления.
Проверьте состояние
игольчатого подшипника в торце коленчатого вала со стороны
маховика. При необходимости замените подшипник.
Автомобили с автоматической
коробкой передач
Для крепления
гидротрансформатора к маховику необходимо использовать болты
оригинальной конструкции.
Рис. 3.3–18.
Измерение расстояния между опорной поверхностью
для болтов крепления гидротрансформатора и
опорной поверхностью картера
|
Проверьте
правильность установки гидротрансформатора. Если расстояние
между опорной поверхностью для болтов крепления
гидротрансформатора и поверхностью картера составляет 19 мм,
значит, гидротрансформатор установлен правильно. При неправильно
установленном гидротрансформаторе это расстояние составляет
около 14 мм (рис.
3.3–18). В этом
случае разрушается ведущий диск гидротрансформатора и насос
автоматической коробки передач.
Установите
двигатель на место и, покачивая его из стороны в сторону,
обеспечьте правильное расположение на опорах.
Установите
компрессор кондиционера и насос усилителя рулевого управления.
Перед ввинчиванием
болтов крепления компрессора кондиционера убедитесь, что
центрирующие втулки компрессора находятся на месте.
Установите шкив
насоса усилителя рулевого управления.
Установите
поликлиновой ремень.
Установите
вентилятор радиатора с вязкостной муфтой.
Установите
компенсатор крутящего момента и привинтите его к двигателю и
кузову.
Залейте в систему
охлаждения охлаждающую жидкость. Повторное использование
охлаждающей жидкости не допускается, если снималась головка
блока цилиндров или заменялся блок цилиндров.
Проверьте, чтобы
элементы системы выпуска были правильно установлены на подвесках
и не касались кузова при ее покачивании.
Проверьте
правильность подсоединения электрических разъемов.
Подсоедините провод
«массы» к аккумуляторной батарее.
Включите радиоприемник и
введите в него код.
Поднимите стекла
электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите
все переключатели стеклоподъемника еще раз, по меньшей мере на 1
секунду, в положение закрытия для активации блока управления
стеклоподъемниками.
Установите время на
часах.
Перед первым пуском
двигателя необходимо прокачать топливную систему, так как в
противном случае будет поврежден топливный насос.
Перед пуском
двигателя проверьте наличие и уровень масла в двигателе.