Аккумуляторная батарея - основные сведения и
приобретение новой батареи
Обратитесь также к Разделу Проверка состояния батареи, уход за ней и
зарядка.
Установленная 12 В батарея состоит из шести банок, содержащих
положительные и отрицательные пластины, которые опущены в раствор серной
кислоты. В задачу батареи входит вырабатывание тока для запуска
автомобиля, зажигания и для освещения, а также для других потребителей
электроэнергии.
Батарея обладает 100% эффективностью при 27°С. При -18°С эффективность
падает до 40%. Теперь для того, чтобы запустить двигатель, необходимо
иметь более чем в два раза больше энергии, чем это было необходимо при
27°С.
Стартовая мощность (пусковой ток) показывает способность аккумулятора
запустить автомобиль в условиях очень холодной погоды. Он показывает ток
в амперах, который отдаёт аккумулятор в течение 30 секунд при -18°С без
падения напряжения ниже 7.2 вольт (минимальный уровень, требуемый для
надёжного старта). Чем выше этот показатель, тем больше стартовая
мощность аккумулятора.
Резервная мощность показывает время в минутах, в течение которого
аккумулятор отдаёт ток 25А при 27°С, т.е. время, в течение которого
аккумулятор обеспечивает работу всех вспомогательных приборов в
автомобиле ночью и в условиях плохой погоды при неисправном генераторе.
В зимних условиях при -18°С и ниже батарея будет плохо заряжаться в
связи с возрастанием внутреннего сопротивления. При коротких поездках
зимой энергия, затраченная батареей на запуск, не восстанавливается. В
результате батарея работает на износ, постоянно разряжается и в конце
концов отказывает.
В летние месяцы после длительных поездок двигатель сильно нагревается, и
часто случается, что его трудно запустить заново. Такие «горячие старты»
иногда требуют столько же мощности, сколько и при холодной погоде, или
больше. Особенно это распространяется на высококомпрессионные двигатели
с большим рабочим объёмом и автомобили с кондиционером. Это ещё раз
подчеркивает важность правильного выбора аккумулятора в соответствии с
двигателем автомобиля.
Приобретение новой аккумуляторной батареи
Наверное, самое важное, на что должен обратить внимание покупатель, –
это характеристики аккумулятора. Их три. Первая – номинальное
напряжение, оно у всех батарей одинаковое, и ошибиться невозможно. При
покупке желательно проверить аккумуляторную батарею нагрузочной вилкой.
Вторая – ёмкость, измеряемая в ампер/часах (Ач), означает, грубо говоря,
количество электроэнергии, хранящееся в аккумуляторе. От ёмкости
зависит, как долго можно крутить стартёром двигатель, точнее – сколько
можно сделать попыток запуска двигателя. Цена аккумулятора практически
прямо пропорциональна его ёмкости. И третья характеристика – пусковой
ток (измеряется в амперах. А), т.е. ток, подаваемый на стартёр во время
пуска. На аккумуляторах его могут указывать по четырём разным системам:
ГОСТ (на отечественных), EN (стандарт Единой Европы), SAE (американский
стандарт) и DIN. Последний, немецкий стандарт, наиболее близок к нашему
ГОСТу и на большинстве европейских ставится «по умолчанию», т.е. когда
система стандарта не указана. Чем он больше, тем быстрее и с большей
силой стартёр провернет двигатель.
Лучше, если Вы купите аккумуляторную батарею с теми характеристиками,
которые указаны в инструкции по эксплуатации Вашего автомобиля: так она
прослужит Вам дольше при минимальных расходах. Можно сэкономить и купить
батарею меньшей ёмкости, но служить она Вам будет меньше обычного срока
и плохо справляться с зимним запуском. Купив батарею даже ненамного
большей ёмкости, Вы не выиграете в сроке службы, т.к. постоянный
недозаряд аккумулятора приведёт к сульфатации пластин, и проиграете в
деньгах. Лучше смените масло в двигателе, и проблем с запуском не будет.
На аккумуляторе должны быть обязательно указаны страна-изготовитель и
выпускающий завод, лучше, если с адресом. Второе – должна быть указана
дата изготовления, что очень важно, если аккумулятор залитый. К каждой
батарее должен прилагаться технический паспорт, а вот наличие инструкции
необязательно. Это связано с тем, что на Западе аккумуляторы почти не
продают в розницу, их устанавливают специалисты на сервисных станциях.
Третье – качественный аккумулятор немыслим без качественного корпуса,
хороших пробок и гладких выводных клемм, нередко смазанных технической
защитной смазкой от окисления и накрытых сверху цветными пластмассовыми
колпачками.