Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание

  Главная       Учебники - Военное дело      Прикладная военная психология (Караяни А.Г., Сыромятников И.В.) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 


Глава 4.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

4.1.

Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание

Психологическое изучение военнослужащих представляет собой важное направ­ление профессиональной деятельности психолога. Необходимость такой работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной по объему информации о психологических особенностях военнослужащих и во­инских коллективов. Результаты психологического изучения во многом опреде­ляют как специфику последующей работы психолога с конкретными военнослу­жащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц.
В зависимости от объекта психологического изучения выделяют две его фор­мы — индивидуальную и групповую. Соответственно, предметом индивидуально­го психологического изучения являются психологические особенности личности военнослужащего, а предметом группового изучения — социально-психологиче­ские особенности воинского коллектива. Информация, полученная в процессе изучения военнослужащих и воинских коллективов, носит конфиденциальный характер и не должна распространяться среди личного состава.
Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и поступающего пополнения осуществляется в целях индивидуализации учеб­но-воспитательного процесса, повышения эффективности учебно-боевой и слу­жебной деятельности, рационального комплектования воинских подразделений, формирования кадрового резерва, оптимизации процесса адаптации военнослу­жащих к условиям военной службы, профилактики нервно-психических срывов и суицидального поведения и предполагает решение следующих задач:
, • оценка степени профессиональной пригодности человека, поступающего (призываемого) на военную службу;
определение уровня психологической готовности военнослужащих к учеб­но-боевой деятельности;
выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости, склон­ных к различным формам девиантного поведения;
оценка психологических качеств должностных лиц и военнослужащих на пред­мет их соответствия должности или возможности обучения в военном вузе;
определение уровня психофизической надежности лиц, заступающих на бое­вое дежурство, допущенных к выполнению задач, требующих особой ответ­ственности и длительного автономного функционирования;
92 Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
выявление психологических факторов и причин, способствовавших совер­шению проступков, происшествий, аварий;
выявление психологических причин затруднений и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и личной жизни у конкретного военно­служащего.
Выделяется ряд самостоятельных этапов в деятельности по психологиче­скому изучению военнослужащих (рис 1.12).

 


СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ


Решаемые задачи

Субъекты

Место

Периодичность


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА


1. Профессио-

Определение уров-

Группа ППО при-

Военный

При поступлении

нальный

ня профессиональ-

зывной комиссии

комиссариат

на военную службу

психологиче-

ной пригодности



и в вуз

ский отбор

человека к прохож­дению военной службы по опреде­ленной специаль­ности и обучению в вузе




2. Первичное

Получение первич-

Должностные лица,

Пункт приема мо-

По прибытии воен-

изучение

ной информации о личности военно­служащего (оценка психического здо­ровья, адаптацион­ного потенциала). Выявление лиц с низким уровнем НПУ

психолог

лодого пополнения

нослужащего

в в/часть в течение

первого месяца

3. Углубленное

Целостное изучение

Психолог, меди-

Кабинет для психо-

При самостоятель-

изучение

личности в/с и выяв-

цинский работник

логического кон-

ном обращении в/с


ление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причи­ной кризисных состояний


сультирования

к психологу. При выявлении у в/с НПН. При направ­лении в/с должно­стными лицами к психологу в/ч

4. Последующее

Определение уровня

Командиры,

В подразделении,

В процессе повсед-

изучение

психологической

офицеры органов

на занятиях,

невной жизнедея-


готовности в/с

воспитательной

в карауле

тельности в тече-


к учебно-боевой и служебной дея­тельности. Подбор кандидатов на дол­жности младших командиров. Оценка динамики профес­сионализма и соот­ветствия в/с требо­ваниям профессии и специальности

работы,психолог


ние всего периода службы

Рис. 1.12. Этапы индивидуального психологического изучения военнослужащих и их содержание

 


Рассмотрим более подробно эти этапы.
1. Профессионально-психологический отбор является составной частью во-енно-профессиологической работы, включающей военно-профессиональную ори­ентацию, военную ирофессиографию, военно-профессиональный отбор, военно-профессиональную подготовку, расстановку военнослужащих по специальностям и должностям и их продвижение по службе. Каждый из выделенных элементов имеет свои задачи и содержание (рис. 1.13).
Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:
анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;
классификацию и описание военных профессий и специальностей;
научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;
составление профессиограмм, отражающих особенности определенных про­фессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятель­ности.
Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром яв­ляется психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологи­ческие, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональ­ной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.
Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкрет­ные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются спе­циалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионально­го обучения.
Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий и средств, обеспе­чивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на кон­трактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию 1 и психологическим качествам.
По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогиче­ский и психологический виды отбора.
Необходимым условием для проведения психологического отбора является на­личие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологи­ческого анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать не­обходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, ко­торые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.
Основными задачами профессионального психологического отбора (ППО) яв­ляются:

оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для ус­пешного обучения в военном вузе и осуществления конкретного вида воин­ской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;
вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности канди­дата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, под­готовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по про­филям подготовки, воинским должностям и подразделениям.
Исполнительные органы в системе ППО создаются в воинских частях и соеди­нениях, вузах и военкоматах. Это могут быть как штатные группы ППО призыв­ных и приемных комиссий, так и нештатные группы, формируемые за счет вклю­чения в их состав различных должностных лиц. Организационно группа ППО состоит из следующих подгрупп:
а) социально-психологического изучения;
б) психологического и психофизиологического обследования;
в) изучения специальных способностей.
В состав нештатной группы профотбора воинской части, как правило, входят:
начальник группы — заместитель командира воинской части по воспитатель­ной работе;
заместитель начальника группы — психолог воинской части;
помощники начальника группы — наиболее подготовленные офицеры орга­нов воспитательной работы, строевого отделения, медицинской службы воин­ской части;
технические работники (сержанты, солдаты).



 




Проведение ППО включает оценку:
уровня развития познавательных психических процессов;
адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости;
уровня развития специальных (профессионально важных) качеств;
Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 95
4) основных мотивов профессиональной деятельности и военно-профессиональ­ной направленности.
Психологическое обследование предполагает оценку общих и специальных спо­собностей человека. Требования к общим и специальным способностям определя­ются спецификой профессиональной деятельности (специальности) и/или профи­лем вуза.
Адаптационный потенциал отражает адаптационные способности человека и является одним из интегральных показателей личности военнослужащего. Его основные составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, поведенческая регуляция и моральная нормативность (методика «Адаптивность» и экспресс-анкета «Прогноз»).
Уровень общего интеллектуального развития определяется с учетом характе­ристик психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, свойств внимания (методики «Подбор слов», «Числовые ряды», «Фигуры», «Узо­ры», «Арифметический счет», «Слухоречевая память»).
Социально-психологическое изучение предполагает анализ условий воспита­ния и развития личности, основных мотивов, изучение общей военно-профессио­нальной направленности, оценку социальных, нравственных качеств личности, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллекти­ве, а также образовательной и профессиональной подготовленности.
По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений:
а) рекомендуется в первую очередь (или 1-я категория);
б) рекомендуется (2-я категория);
в) рекомендуется условно (3-я категория);
г) не рекомендуется (4-я категория).
С учетом заключения группы ППО, результатов оценки военно-профессио­нальной подготовленности и оценки физических качеств комиссии принимают решение:
приемная комиссия — о возможности обучения кандидата в военном учеб­ном заведении;
призывная комиссия — об общем уровне профессиональной пригодности и возможности прохождения службы по соответствующей специальности.
Содержание и результаты работы по психологическому изучению граждан, принимаемых на военную службу, отражаются в следующих документах, направ­ляемых в воинские части:
1)личное дело (содержит учетные карты призывника, справку об образовании, справку о семейном положении, справку с места учебы, работы и территори­альных органов профориентации, характеристику с места учебы или работы, лист изучения призывника, сообщения органов внутренних дел о привлече­нии к уголовной ответственности, регистрационные листы с результатами выполнения методик универсального набора психодиагностических тестов); 2) карта профессионального психологического отбора (содержит сведения о профпригодности к подготовке и службе на воинских должностях и реше­ние о предназначении, вынесенное призывной комиссией).

2. Психологическое изучение пополнения в воинской части. После проведе­ния профессионального психологического отбора работа по психологическому изучению военнослужащих и воинских коллективов проводится непосредствен­но в воинской части. В полку работу по изучению пополнения организует коман­дир воинской части. С этой целью он издает Приказ «Об организации приема и изучения пополнения». В Приказе определяются:
состав администрации пункта приема и распределения пополнения;
состав нештатного подразделения, группы профессионального психологи­ческого отбора;
сроки проведения инструктивно-методических занятий и инструктажей по психолого-педагогической подготовке с должностными лицами, привлекае­мыми к изучению пополнения;
время, место и порядок проведения психологического изучения (тестирова­ния) личного состава;
система сбора, анализа, доклада и хранения психологической информации о прибывшем пополнении;
порядок контроля за соблюдением требований профессиональной этики, конфиденциальности при проведении изучения индивидуально-психологи­ческих особенностей военнослужащих.
Кроме того, командир лично организует работу должностных лиц полка (бри­гады) по подготовке материальной базы для приема пополнения, а также инст­руктирует должностных лиц администрации пункта приема и распределения по­полнения о порядке работы с прибывшим пополнением, форме и сроках доклада о результатах изучения пополнения.
Перед прибытием в часть пополнения психолог полка совместно с заместителем командира полка (бригады) по воспитательной работе проводит инструктивно-ме­тодическое занятие с должностными лицами по методике изучения личного соста­ва. В ходе занятия раскрываются сущность и признаки проявления нервно-пси­хической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих. Психолог согласует с начальником штаба порядок тестирования пополнения (уточняет очередность, время, место и ответственных за представле­ние личного состава), утверждает график тестирования пополнения, а также согла­сует с начальником медицинской службы полка (бригады) порядок взаимодей­ствия при изучении пополнения.
Первичное изучение личного состава проводится на пункте приема пополнения всеми должностными лицами в целях получения первичной информации о во­еннослужащих, оценки адаптационных возможностей и выявления лиц с при­знаками нервно-психической неустойчивости, склонностью к различным фор­мам девиантного поведения. Такое изучение должно учитывать результаты ППО, полученные из военных комиссариатов и в процессе следования пополнения к месту дислокации воинской части.
Особая роль в изучении пополнения принадлежит нештатной группе ППО, в которую обязательно входит психолог. Состав нештатной группы ППО опреде­ляется приказом командира полка на год и зависит от ожидаемой численности пополнения, особенностей и объема задач по изучению прибывающей молодежи.
Глава 4, Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 97
На период приема, изучения и распределения пополнения личный состав нештат­ной группы ППО освобождается от исполнения обязанностей по штатным долж­ностям.
По итогам изучения прибывшего пополнения начальник нештатной группы ППО представляет командиру:
заключение о профессиональной пригодности и рациональном распределе­нии прибывшего пополнения (при этом может быть определено понижение или повышение профессиональной пригодности на одну ступень);
список военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и рекомен­дации командирам подразделений и их заместителям по воспитательной ра­боте относительно проведения с ними индивидуальной работы.
Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) понимают склонность к сры­вам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно широкое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловлен­ные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособи­тельные возможности организма.
В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющая роль принадлежит биологической неполноценности нервной системы (врожденной или приобретенной) в сочетании с неблагоприятными психологическими и соци­альными факторами. Такими факторами и, соответственно, косвенными призна­ками НПН являются:
психические заболевания у родителей и близких-родственников;
перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга;
наблюдение в психоневрологическом диспансере;
ночное недержание мочи;
воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей;
чрезмерно строгое или «тепличное» воспитание;
наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья;
приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы;
раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов и др.
Формы проявления НПН многообразны и связаны с нарушениями регуляторных механизмов на различных уровнях. Признаки НПН обнаруживаются в отдельных биохимических, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реак­ций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклоне­ниях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности (табл. 1.5).
Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН дол­жна предусматривать плановые мероприятия как в период прибытия молодого пополнения в часть, дальнейшей их адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), так и в период последующего прохождения военной службы.

Таблица 1.5 Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической
неустойчивости


 

Основные

Характерные признаки нервно-психической неустойчивости

сферы прояв-


ления НПН



Плохая координация движений

Психомоторика

Повышенный тремор, тик


Неловкость, угловатость движений


Напряженность, вычурность движений и поз


Низкий уровень общего развития (плохая успеваемость в школе, малый

Познавательно-

словарный запас, примитивность суждений)

мыслительная

Низкая интеллектуальная активность (неспособность самостоятельно ста-

деятельность

вить жизненные цели, вязкость, поверхностность мышления)

Эгоцентричность мышления, нечувствительность к логическим противоре­чиям


Повышенная эмоциональность (сензитивность)


Высокая тревожность (в трудной ситуации), робость, пугливость


Импульсивность (беззаботность, легкомыслие, вспыльчивость, ранимость)

Темперамент

Низкая или чрезмерная активность (суетливость, несобранность, вялость, апатичность, замкнутость)


Ригидность (упрямство, прямолинейность, грубость, мстительность)


Резистентность (быстрая утомляемость, истощаемость, легкая отвлекае-


мость)


Внушаемость, склонность к подражательству


Эгоистическая направленность интересов, иждивенчество


Низкий самоконтроль

Мотивация

Импульсивность влечений


Чрезмерное стремление к доминированию


Агрессивность


Неустойчивость интересов, привязанностей


Низкая эффективность деятельности

Нарушения

Аварийность, травматизм по вине военнослужащего

в процессе

Быстрая утомляемость, рассеяние внимания, растерянность

деятельности

Заторможенность либо суетливость, беспорядочность, импульсивность


действий


Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений


Нарушение должностных требований, неверное исполнение приказов

Нарушения

и поручений

дисциплинар-

Сексуальные отклонения, беспорядочные половые связи

ных и социаль-

Случаи суицидальных действий

ных норм

Склонность к нечестности, воровству


Уклонения от воинской службы


Неряшливость


Агрессивное поведение по отношению к сослуживцам


Конфликтность, озлобленность, грубость


Изолированность в группе

Нарушения

межличностных

отношений

Пренебрежительное отношение к значимым для группы, коллектива целям

Подозрительность, мнительность, недоверчивость

Неспособность противостоять влиянию окружающих

Излишняя застенчивость, робость, повышенная чувствительность


Обидчивость


Претензии на исключительность, потребность во всеобщем внимании, вос-


хищении

Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 99



Основные

Характерные признаки нервно-психической неустойчивости

сферы прояв-


ления НПН



Общая вялость


Повышенная утомляемость


Нарушения сна, снохождение


Частые головные боли, головокружения, обмороки, потеря сознания


Судорожные припадки


Энурез

Пред патологи-

Сердцебиения при отсутствии заболеваний сердца

ческие и пато-

Чрезмерная робость, необоснованный пессимизм, неверие в свои силы, страхи

логические

Фиксированность на состоянии здоровья

нарушения

Резкое побледнение или покраснение кожных покровов


Нарушения ритма дыхания при волнении


Склонность к запорам или частому стулу и мочеиспусканию


Замедленный темп действий


Демонстративные суицидальные попытки, членовредительство


Снижение памяти, ограниченность внимания, неадекватность, нелогич-


ность, вязкость мышления

 


С прибытием молодого пополнения в часть психолог проводит инструктивно-ме­тодическое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицерами подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что надо обратить внима­ние при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим по­полнением.
В результате изучения документов могут быть получены косвенные призна­ки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников; перенесенные травмы и инфекционные заболевания го­ловного мозга; наблюдение в психоневрологическом диспансере; ночное недер­жание мочи; воспитание в неблагополучной семье; отсутствие одного из родите­лей; наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья; приводы в милицию; трудности в обучении и освоении профессии; вовлечение в антисоциальные груп­пы; сложные отношения с товарищами; низкая общественная активность; узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений; вспыльчивость; раздражи­тельность; неустойчивость настроения; обидчивость; замкнутость; безынициа­тивность; излишняя принципиальность; слабоволие; раннее пристрастие к алко­голю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.
При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристально­го внимания и наблюдения, а при наличии 3-5 признаков заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.
Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследования так­же дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего:
развязное поведение;
легкую раздражительность;
вспыльчивость;
нетерпеливость и суетливость;

театральность;
демонстративность;
стеснительность;
замкнутость;
плаксивость;
неловкость;
угловатость и резкость движений;
скованность позы;
неудобную посадку;
немотивированные движения руками и ногами;
частое моргание, подергивание век и щек;
закусывание губ;
покраснение кожных покровов лица и шеи;
повышенную потливость;
недостаточную сообразительность и понятливость (об этом говорят вопро­сы не по существу);
выражение растерянности и испуга;
частое обращение к товарищам за разъяснениями;
опоздания;
задержку с началом работы или ее прекращение при тестировании;
примитивность высказываний.
Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановке должно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стесни­тельных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступа­ющих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распоря­док, развязных в поведении. При наличии даже одного такого признака, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака НПН, военнослужа­щий заносится в список для углубленного изучения психологом части.
К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях пове­дения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ним соответствующий инструктаж.
Военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости (НПН), а также отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности по всем классам воинских специальностей направляются на дополнительное осви­детельствование к психиатру (психоневрологу) и с учетом его рекомендаций под­лежат динамическому наблюдению у врача и психолога воинской части.
При этом военнослужащие с резко выраженными признаками НПН нуждаются в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе.
В отношении военнослужащих с умеренно выраженными признаками НПН принимается решение об ограниченном использовании их по отдельным специ­альностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы тре­буют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитатель-

ных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальнос­тям).
Лица, в отношении которых по результатам ППО вынесено заключение: «Не рекомендуется к основным воинским должностям», распределяются в подразде­ления обслуживания.
Заполненные карты ППО хранятся в штабе (строевом отделении) вместе с учетно-послужными карточками, расставленными в алфавитном порядке и по подразделениям в течение установленных сроков военной службы по призыву. При перемещении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, карты пересылаются вместе с другими документами к новому месту службы.
Итоги изучения пополнения отражаются психологом в специальном докумен­те, направляемом командиру полка и начальнику вышестоящего органа воспита­тельной работы — донесении о результатах социально-психологического изучения пополнения.
В содержании донесения отражаются следующие вопросы:
на чем сосредоточивались основные усилия психологической работы в пе­риод приема и распределения пополнения;
выводы из итогов работы по изучению пополнения (подтверждаются циф­ровыми показателями);
социально-психологическая характеристика пополнения (анализ основных социально-демографических и психологических данных, основные выводы, тенденции улучшения (ухудшения) качественного состава пополнения);
количество военнослужащих, отправленных на медицинское обследование и в дальнейшем уволенных с военной службы (причины);
общие выводы и прогноз процесса адаптации пополнения к условиям воен­ной службы;
предложения по совершенствованию работы по социально-психологическо­му изучению пополнения.
По итогам изучения прибывшего пополнения и на основании представленных психологом данных командир полка (бригады) подводит итоги его изучения и издает приказы:
1)о распределении прибывших военнослужащих по должностям и подразде­лениям;
2) о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства, караульной службе.
Углубленное изучение проводится с учетом данных, полученных на предыду­щем этапе изучения. Особое внимание уделяется работе с лицами, у которых обна­ружены признаки нервно-психической неустойчивости и затрудненной адаптации к военной службе, а также с военнослужащими, самостоятельно обратившимися к психологу. При этом военнослужащих с низким уровнем НПУ психолог заносит в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости» и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаи­модействуя с врачом части и офицерами подразделений.
Последующее изучение личного состава осуществляется офицерами подраз­делений, психологом в процессе повседневной жизнедеятельности и направлено

на изучение отдельных качеств личности военнослужащего в интересах решения стоящих задач. Психолог части по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреп­лению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса.
Материалы углубленного и последующего изучения (в папках на каждого воен­нослужащего) хранятся в рабочем кабинете психолога полка. Срок хранения — не менее 2 лет. При перемещении военнослужащего, проходящего военную служ­бу по призыву, карты ППО пересылаются вместе с другими документами к ново­му месту службы.
Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллекти­вах организуется и проводится психологом воинской части совместно с офицера­ми подразделений.
При этом решаются следующие задачи:
изучение, анализ и прогнозирование социально-психологических процессов и явлений и выработка предложений по управлению ими;
выработка предложений по формированию и поддержанию здорового мо­рально-психологического климата в воинских коллективах;
оценка эффективности управленческой деятельности органов военного уп­равления (командиров) и выработка рекомендаций по ее совершенствова­нию.
оценка уровня психологической готовности подразделений к выполнению учебно-боевых и служебных задач.
Социально-психологическое изучение военнослужащих и воинских коллекти­вов включает в себя оценку:
уровня развития воинского коллектива;
психологической совместимости и сплоченности военнослужащих;
морально-психологического климата (межличностных отношений, группо­вого мнения и настроения, удовлетворенности военнослужащих от пребы­вания в данном коллективе);
стиля управленческой деятельности командиров и должностных лиц.
Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских кол­лективах проводится в плановом порядке, а также по указанию командира части, его заместителя по воспитательной работе, а также, по мере необходимости, по запросам командиров подразделений, где имеют место внутригругшовая напря­женность, частые межличностные конфликты и т. п.
Оно включает представленные на схеме первичное и последующее изучения (рис. 1.14). Один раз в период обучения психолог воинской части проводит инструк­тивно-методическое занятие с должностными лицами по формам и методам изуче­ния социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах.
Изучение социально-психологических процессов во вновь сформированных подразделениях проводится не ранее чем через 4-6 недель после их комплектова­ния. Динамика социально-психологических процессов оценивается по результа-

там двух-, трехкратного обследования в период обучения психологом, а также на основе постоянного изучения, осуществляемого офицерами подразделений.
Полученные данные представляются командиру воинской части и его замести­телю по воспитательной работе в виде справки-доклада, где указываются: наиме­нование подразделения, основные вопросы изучения, описание выявленных про­блем, выводы и предложения. Командирам подразделений, в которых проводилось социально-психологическое обследование, результаты доводятся в устной форме.


Комплексное психологическое изучение воинского коллектива (кроме выде­ленных выше основных вопросов) в процессе повседневной деятельности наряду с общим параметрическим описанием подразделения (функциональное предназ­начение, композиция, социально-демографические характеристики личного сос­тава, уровень профессиональной подготовленности и опыт боевой деятельности) включает:
оценку групповых социально-психологических процессов деятельности (про­цессы группового целеполагания, совместные действия, срабатывание, ру­ководство деятельностью), общения (межличностное восприятие, информи­рование и взаимодействие, группообразование, ролевая дифференциация, сплочение, конфликты, реализация групповых санкций) и виутриколлектив-ного поведения отдельных членов коллектива (конформность, лидерство, от­клоняющееся поведение, социально-психологическая адаптация, групповое самоопределение и самоутверждение);
оценку динамической структуры коллектива (структура коммуникаций, функ­ционально-ролевых взаимосвязей, эмоциональных межличностных пред­почтений);

• оценку групповых социально-психологических образований (групповые потреб­
ности, интересы, цели, нормы и ценности, внутригрупповые роли и ролевые
ожидания, микрогруппы, традиции, групповые санкции, морально-психоло­
гический климат коллектива, включающий межличностные отношения, груп­
повое мнение и настроение) [16].
Конкретное соотношение названных компонентов зависит от решаемых задач, условий деятельности, а наиболее общим, комплексным показателем выступает морально-психологическое состояние личного состава подразделения, определя­емое его психологической готовностью и военно-профессиональной подготовлен­ностью (способностью) решать задачи учебно-боевой и служебной деятельности, а также объективными результатами выполнения воинской деятельности. Оно выступает показателем степени усвоения и принятия военнослужащими военно-профессиональных, политических и нравственных ценностей общества и госу­дарства, ценностей и норм конкретного воинского коллектива.






б) особенности непосредственного социального окружения — в семье, школе,
производственном коллективе, среди сверстников и друзей;
в) содержание наиболее предпочитаемой, интересующей военнослужащего и
доступной ему информации;
г) основные события его биографии.
Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных професси­онально важных качествах военнослужащего можно получить из карты професси­онального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологиче­ского обследования в период приписки и призыва.
Опрос — метод сбора первичной информации посредством обращения с воп­росами к опрашиваемым (респондентам). Источником информации в опросе яв­ляются письменные или устные суждения-ответы респондента. С помощью оп­роса можно получить информацию о фактах и событиях, сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценност­ных ориентациях, жизненных планах и т. д. Причем эту информацию можно по­лучить довольно быстро и от большого количества людей.
Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные опросы, свобод­ные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т. д. Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование. Анкета — это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:
анкеты, основанные на самооценке тех, кого опрашивают;
анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих дей­ствий в конкретных жизненных ситуациях;
анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.
Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обрабо­таны.
Индивидуальная беседа — метод получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего на основе прямого словесного контак­та с ним. В зависимости от целей использования данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т. д.
Основными диагностическими блоками необходимой информации о военно­служащем могут и должны быть следующие сведения:
биографические данные;
состав, условия жизни членов семьи;
ориентированность в событиях, происходящих в стране и за рубежом;
время, место и характер учебы или работы по специальностям, родственным конкретной воинской должности, навыки организаторской работы;
увлечения в настоящем и прошлом, особые привычки, отношения со сверст­никами;

нарушения поведения в прошлом (прогулы, мелкое хулиганство, выпивки, побеги из дома, приводы в милицию и т. п.);
перенесенные заболевания и травмы, наличие жалоб на состояние здоровья, нарушение сна, аппетита и т. п.;
наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них (мысли о самоубийстве), преобладающие настроения в связи с отрывом от семьи, от­ношение к трудностям армейской жизни;
отношение к военной службе, обоснованность желания овладеть конкрет­ной воинской специальностью;


успешность освоения программы общевойсковой подготовки;
участие в общественной жизни подразделения;
взаимоотношения с сослуживцами, отношение к коллективу и др.
Дополнительными по отношению к содержательным компонентам и очень важ­ными признаками, характеризующими личность военнослужащего, являются:
поза;
внешний вид во время беседы;
речь;
оценка себя;
настроение;
воспитанность;
такт;
откровенность;
сообразительность;
уверенность;
взволнованность;
агрессивность;
чувствительность и пр.
Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе ко­торого строится индивидуальная работа с военнослужащим и вырабатываются рекомендации командирам и начальникам. Обобщение содержания индивидуаль­ных бесед, проведенных по единому замыслу, позволяет получить пофамильные списки состава микрогрупп, информацию об их лидерах, данные об их направ­ленности, влиятельности, взаимосвязях.
Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разго­вору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и тре­бует соблюдения определенных условий проведения. Ими являются:
четкое определение основной цели, последовательности вопросов;
непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность воп­росов;
исключение каких-либо записей во время беседы;
позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы.

Для выявления картины группирования военнослужащих подразделения на основе землячества, национальности или по какому-либо другому признаку ак­тивно используется метод групповой беседы. В ходе разговора офицер, проводя­щий беседу, стремится расположить к себе подчиненных, создать доверительную обстановку. В начале беседы сообщается, что ее целью является поиск путей соз­дания нормальной морально-психологической атмосферы в коллективе. Непри­нужденность поведения офицера, четкость его позиции, озабоченность нуждами личного состава способствуют установлению взаимопонимания. Офицер терпе­ливо и внимательно выслушивает мнения солдат и сержантов, не навязывая им своих суждений. В ходе беседы нежелательно делать какие-либо записи. Фикси­руются не только содержательные аспекты высказываний, но и их обращенность к членам коллектива, эмоциональный тон, частота высказываний. После собесе­дования офицер осмысливает его результаты, обобщает их для себя письменно, фиксируя структуру взаимных зависимостей воинов, существующие в коллекти­ве микрогруипы и их характеристики.
В повседневной деятельности не всегда есть возможность для тщательного со­поставления данных, полученных в ходе проведения многочисленных отдельных бесед. Поэтому психологами для получения интересующей информации о взаи­моотношениях в коллективе довольно часто применяется социометрия.
Социометрическая методика. Как способ психологического изучения соци­ометрия представляет собой совокупность методических приемов для количе­ственной оценки и графического представления межличностных отношений типа «симпатии—антипатии» в группах и коллективах. Достоинством этого метода яв­ляется возможность за относительно короткое время охватить изучением всех членов группы и получить объемную и разностороннюю информацию.
Метод социометрии позволяет:
выявить структуру межличностных отношений путем определения взаимных чувств, симпатий, неприязни, безразличия среди военнослужащих — членов данной группы;
определить уровень авторитетности лидера, а также место (статус) каждого члена группы в структуре межличностных отношений;
определить наличие и состав микрогрупи, взаимоотношения между ними;
дать оценку групповой сплоченности.
Суть метода социометрии состоит в выборе каждым членом группы из ее со­става партнера для совместных действий и общения в различных предполагае­мых ситуациях. С этой целью с помощью социометрической карточки, в которой по алфавиту перечислены все члены группы, проводится опрос военнослужащих. Для оценки предлагается конкретная ситуация, позволяющая выявить индиви­дуальное отношение военнослужащего к другим членам коллектива по опреде­ленному критерию (деловому, нравственному, коммуникативному, эмоциональ­ному, ролевому).
Вопросы позитивной и негативной направленности могут звучать примерно
так:
— С кем из членов группы вы хотели бы выполнять ответственные боевые за-

дачи? Кто бы мог возглавить группу для выполнения ответственной задачи, поставленной командиром (деловой критерий)?
С кем бы вы хотели вместе отдыхать (пойти в увольнение, на вечеринку и т. п.) (эмоциональный критерий)?
У кого попросили бы совет? С поведением и взглядами каких военнослужа­щих вы бы не согласились (нравственный критерий)?
С кем бы вам хотелось поговорить, пообщаться в свободное от службы время (коммуникативный критерий)?
Основным условием эффективности применения социометрического теста выс­тупает наличие достаточного опыта взаимного общения между членами изучаемой группы, что позволяет зафиксировать установку члена группы на взаимодействие с другими в той ситуации, в которую его ставит исследователь. Эта установка фик­сируется в виде положительного или отрицательного выбора на специальном блан­ке (рис. 1.15). Ход выполнения задания следующий. Испытуемый регистрирует на листе выборы, руководствуясь следующей инструкцией: «Подумайте, кого бы Вы из своего коллектива выбрали для совместного проведения досуга. Кого бы не выб­рали ни при каких обстоятельствах? Выбор тех лиц, которые Вам симпатичны, обо­значайте знаком (+), а отношение к лицам, к которым Вы испытываете антипатию, регистрируйте знаком (-)».








 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..