Материальное обеспечение психологической работы в воинской части

  Главная       Учебники - Военное дело      Прикладная военная психология (Караяни А.Г., Сыромятников И.В.) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15 

 

 

3.7.

Материальное обеспечение психологической работы в воинской части

 


Материально-техническое обеспечение психологической работы проводится в целях удовлетворения потребностей субъектов и должностных лиц психологической работы в объектах и средствах, необходимых для психологического изучения воен­нослужащих, формирования и развития у них необходимых профессиональных качеств, организации и проведения работы по сохранению их психического здоро­вья, для повышения психолого-педагогической компетентности.
Все объекты и средства, составляющие в своей совокупности основные элемен­ты рабочего места психолога, можно разделить на несколько групп.

Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов с результа­тами психодиагностической работы и другой документации
Кабинет психологического консультирования и певтической работы с военнослужащими, служащими, гражданским налом воинской части и членами их семей.

3. Комната психологической помощи для проведения мероприятий групповой психотерапии, группового консультирования и социально-психологическо­го обучения.
II. Аппаратура и расходный материал: аудиокассеты; проекционная аппара­
тура; канцелярские принадлежности; калькулятор; учебно-методические матери­
алы; наглядные пособия; диктофон; секундомер; аудио-, видеотехника; ПК.
III. Психодиагностические средства.
Среди психодиагностических средств различают:
а) средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объек­
та психодиагностики: бланки (либо другие носители: аудио, видео, ПК) со сти-
мульным материалом, аппаратура и приборы для измерения психофизиоло­
гического состояния и реакций военнослужащих;
б) средства психодиагностического описания объекта практической деятельно­
сти психолога (профессиограммы и психограммы, интерпретационные схемы
и таблицы);
в) средства обработки данных (ПК, бланки с ключами, шифрами, таблицы для
перевода сырых баллов в стандартизированные);
г) средства описания психодиагностического процесса и построения психоди­
агностического заключения. К ним относятся: психодиагностограммы, диаг­
ностические алгоритмы, а также логические методы постановки психологи­
ческого диагноза.
IV. Материальное обеспечение процесса психологической подготовки, кото­
рое включает:
средства имитации внешних признаков боя (холостые патроны, взрыв-паке­ты, учебные рецептуры ОВ, дымовые шашки, учебные гранаты и т. п.);
учебное вооружение, боеприпасы, технику;
здания и сооружения, используемые в целях психологической подготовки (психологические полосы препятствий, учебные городки психологической подготовки);
тренажеры и имитаторы;
макеты, муляжи, чучела и другие материально изготовляемые объекты с ис­пользованием подручных средств;
схемы и наглядные пособия;
фото- и киноматериалы;
Кроме того, в качестве средств моделирования психологических факторов боя применяются боевое вооружение, боеприпасы, боевая техника для решения задач психологической подготовки.
Расход средств имитации зависит от характера проводимого занятия, количе­ства приемов моделирования психологических факторов боя, используемых на конкретном занятии, а также возможностей, вытекающих из лимита их выделения.
V. Материально-техническое обеспечение профессионального психологи­
ческого отбора (ППО) организуется и проводится в целях удовлетворения по-

требностей воинских и учебных частей, военно-учебных заведений и военных ко­миссариатов в учебных и методических пособиях, аппаратуре, бланках и других материальных средствах, необходимых для проведения социально-психологиче­ского изучения, психологического и психофизиологического обследования граж­дан и военнослужащих. Обеспечение воинских частей и воинских коллективов учебными и методическими пособиями, издаваемыми Воениздатом МО РФ, и унифицированными техническими средствами профотбора, организуется ГШ ВС РФ (через главное организационно-мобилизационное управление ГШ ).
Штатные подразделения профотбора обеспечиваются материально-техни­ческими средствами в соответствии с нормами оснащения подразделений ППО, включенными в табели к штатам соответствующих учреждений и частей МО РФ.
Нештатные подразделения ППО используют материально-технические сред­ства, имеющиеся в воинских частях и военкоматах, на базе которых они органи­зуются.
Бланки карт ППО изготавливаются через Центральное вещевое управление МО РФ по заявкам 178 НПЦ ГШ ВС РФ. Обеспечение другими бланками, мето­дическими и учебными пособиями для проведения ППО осуществляют органы тыла видов ВС, военных округов.
Финансовое обеспечение мероприятий ППО осуществляется за счет денежных средств, выделяемых по соответствующим статьям системы МО РФ.
Для проведения ППО необходимы помещения:
класс группового обследования;
кабинет для индивидуального обследования;
кабинет для индивидуального собеседования.
Класс группового обследования, кабинеты оборудуются в отдельных, отап­ливаемых помещениях с естественным освещением и хорошей звукоизоляцией. Пол, стены, потолок должны быть покрашены в спокойные тона. Снижение уров­ня шума должно обеспечиваться до 45-30 дБ. Освещение — не менее 500 люкс. Класс и кабинеты оборудуются достаточным количеством электророзеток (220 В, 50 Гц) на общую сумму нагрузки в 5 кВт и системами защиты от перегрузок.
Класс для группового обследования должен располагаться в помещении общей площадью не менее 50 м2 и высотой 2,5 м. Столы и стулья — из расчета на 25-30 человек. Рабочие места нумеруются. В классе должны быть стенды следующего содержания:
система профессионального психологического отбора;
структура квалификационного экзамена;
требования воинских специальностей, по которым проходит обучение;
профориентационный стенд.
Кабинеты для индивидуального обследования и индивидуального собеседования долж­ны располагаться в помещениях общей площадью не менее 10 м2, высотой 2,5 м.
Кроме того, кабинет индивидуального обследования оборудуется приборами, входящими в комплекс АРМ (автоматизированное рабочее место профессиоло-га), необходимой мебелью. Надо также иметь звукоизолирующий сектор для экс­периментатора.
88 Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
Перечень необходимой документации и материально-технического оснащения подразделения ППО воинской части, вуза определяется требованиями следу­ющих нормативных документов:
Приказ МО РФ № 50 от 2000 г. «О введении в действие Руководства по про­фессиональному психологическому отбору в Вооруженных силах РФ».
Методические рекомендации начальника ГВМУ от 1994 г. о проведении ППО кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Рос­сийской Федерации.
Приказ МО РФ № 90 от 26 февраля 1989 г. «О введении в действие Правил приема кандидатов в вузы МО РФ».
Приказ МО РФ № 20 от 1 января 1996 г. «О введении в действие Временных методических указаний "О проведении профессионального психологического отбора в вузы МО РФ из числа офицеров"».
Методические рекомендации по ППО кандидатов в вузы МО РФ и другие документы, утвержденные экспертной комиссией 178 научно-практический центра ГШ ВС.
Основным документом, в котором фиксируются данные социально-психоло­гического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности и результаты военно-профессио­нальной деятельности граждан, поступающих на военную службу, и военнослу­жащих является журнал учета работы подразделения ППО (Приложение № 7 Руководства по ППО в ВС РФ). Журнал ведется подразделениями ППО воен­ных комиссариатов, соединений и воинских частей, в том числе учебных. Записи в журнал производятся в порядке прохождения мероприятий ППО.
Карта профессионального психологического отбора (Приложение № 6 Ру­ководства по ППО в ВС РФ) является документом, отражающим основные све­дения о профессиональной пригодности гражданина к подготовке и службе на воинских должностях, а также о результатах служебной деятельности военнослу­жащего.
Карта составляется в РВК на каждого гражданина при первоначальной поста­новке на воинский учет и хранится в его личном деле в неподшитом виде. Кроме того, она заводится на гражданина, пребывающего в запасе и изъявившего жела­ние поступить на военную службу по контракту, карта которого после увольне­ния в запас была уничтожена по истечении установленного срока хранения.
В период прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами воен­ной службы карты хранятся в штабах частей вместе с их учетно-послужными кар­точками. При увольнении гражданина с военной службы после явки его в РВК для постановки на воинский учет карта передается в подразделение профотбора, где хранится в течение одного года, после чего уничтожается.
Ответственность за обоснованность и достоверность содержащихся в картах сведений о профпригодности лиц к подготовке и службе на воинских должностях несут начальники подразделений профотбора, а о служебной деятельности воен­нослужащих — командиры подразделений, в которых эти военнослужащие про­ходили военную службу.
Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части 89
Карта психологического изучения курсанта (Приложение № 9 Руководства по ППО в ВС РФ) является документом, отражающим основные сведения о профес­сиональной пригодности курсанта к военной службе и военно-профессиональ­ной деятельности, а также о результатах социально-психологического изучения (СПИ), психологического и психофизиологического обследования во время обу­чения в вузе.
Карта заводится на каждого курсанта вуза сразу после принятия приемной ко­миссией решения о его зачислении в военный вуз. В ней регистрируются резуль­таты психологического сопровождения в целях дальнейшего использования для составления итоговых заключений о профессиональной пригодности курсантов выпускного курса и разработки предложений по служебному предназначению выпускников в войсках.
 

 

Вопросы для самоконтроля
Что представляет собой психологическое изучение и психологическое уп­равление объектом?
Охарактеризуйте основные функции должностных лиц воинской части по проведению психологической работы.
Что следует понимать под профессиональной деятельностью психолога?
Назовите основные виды профессиональной деятельности психолога.
Каковы основные типы психодиагностических ситуаций?
Каковы основные документы планирования и организации психологиче­ской работы в воинской части?
Назовите основные ситуации, обусловливающие потребность обращения командира к психологу как к источнику психологической информации.
Какие правила должен соблюдать командир как субъект психологической работы?
В чем суть профессионально-этических норм деятельности в психологиче­ской работе?
10. По каким критериям оценивается эффективность психологической работы?
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
Актуальные проблемы морально-политической и психологической подго­товки войск в современных условиях. — М., 1981.
Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. — М., 1998.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.
Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Готовность к деятельности. — Минск., 1979.
Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2000.
Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.,1996.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2000.
Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооружен­ных силах РФ. - М., 2000.
.

9. Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М, 1996.
Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1990.
Сыромятников И. В. Становление профессиональной деятельности психо­лога воинской части сухопутных войск. — М., 1997.
Фролов Ю. Изучение человека-бойца. — М., 1926.
 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15