Критерии эффективности психологической работы и профессиональной деятельности психолога воинской части

  Главная       Учебники - Военное дело      Прикладная военная психология (Караяни А.Г., Сыромятников И.В.) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15 

 



3.6.

Критерии эффективности психологической работы и профессиональной деятельности психолога воинской части


Проблема совершенствования системы критериев оценки профессиональной дея­тельности психолога обусловлена недостаточным использованием в повседнев­ной практике адекватных средств, обеспечивающих объективное выявление сте­пени соответствия его профессиональной компетентности и результатов труда нормам профессии. Существующие нормативные документы, определяющие ос­новные параметры психологической работы, и практика их оценки зачастую ори­ентированы на формальные показатели, не учитывающие специфику труда и лич­ный вклад каждого из субъектов психологической работы.
Вместе с тем критерии, применяемые для оценки труда психолога, должны от­ражать операционализированный и наполненный психологическим содержани­ем социальный заказ на деятельность этих специалистов в войсках, сформулиро­ванный в соответствующих документах. Они обязаны выступать своеобразным дифференцирующим инструментом, позволяющим следующее:

соотносить уровни профессиональной компетентности и эффективности деятельности у различных психологов;
определять динамику профессионального совершенствования специалистов*
проводить разграничение сфер ответственности и определять личный вклад субъектов психологической работы в решение общих задач;
обеспечивать однозначность их понимания со стороны различных должност­ных лиц.
Анализ зарубежного опыта показывает, что объективная оценка уровня квали­фикации психологов представляет собой важнейший элемент общей системы госу­дарственного регулирования их деятельности. Так, во многих развитых странах лицензирование и сертификация психолога являются важным и необходимым ус­ловием для начала самостоятельной деятельности и расширения' ее сферы. Все это в конечном итоге способствует эффективной работе психологов во многих сферах жизнедеятельности общества.
Эффективность психологической работы определяется как степень соответствия результатов данной деятельности намеченным целям и нормативным требовани­ям. Говоря о целях психологической работы, необходимо отметить, что главным ее функциональным предназначением является оптимизация функционирования труда всех субъектов воинской деятельности, что предопределяет выделение глав­ного (интегрального) критерия. На наш взгляд, таким критерием является соот­ветствие функционирования психики военнослужащих основным показателям пси­хической нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач учебно-боевой и служебной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие.
Данный интегральный критерий находит свою конкретизацию в системе част­ных показателей. Отражая степень соответствия процессуальной и результатив­ной сторон нормативным требованиям, они позволяют давать объективную оценку качества труда всех субъектов психологической работы. Вместе с тем существуют определенные группы условий, влияющие на возможность достижения высоких результатов в этой работе (рис. 1.11).
Применительно к профессиональной деятельности военного психолога, необхо­димо отметить основные условия, обеспечивающие объективность и всесторон­ность ее оценки:
в оценке профессиональной деятельности психолога должны принимать участие не только должностные лица (командир, заместитель по воспита­тельной работе), но и квалифицированные специалисты, владеющие крите­риями и методиками оценки профессиональной компетентности психолога;
наряду с оценкой экспертов должна учитываться самооценка своей деятель­ности психологом, а также военнослужащими воинской части;
данные, получаемые в ходе диагностики специалиста, должны соотноситься с нормативными требованиями профессии, результатами деятельности дру­гих психологов, на предмет позитивной динамики профессионализма за оп­ределенный период;
• использование не одного, а комплекса критериев и показателей (субъектив­
ных и объективных), позволяющих оценить взаимосоответствие требований
профессии и человека.
82 Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
Субъективные критерии характеризуют степень соответствия профессии тре­бованиям специалиста (удовлетворенность специалиста избранной специально­стью, условиями деятельности и достигнутыми результатами, адекватность его профессионального самоопределения).
Объективные критерии характеризуют соответствие специалиста требовани­ям профессии. Выделяются две группы объективных критериев:
а) объективные показатели успешности осуществления деятельности (произ­
водительность, качество, надежность);
б) уровень профессиональной компетентности и соответствие процесса дея­
тельности социально приемлемым способам ее осуществления (точность, ско­
рость, полнота выполнения операций, отсутствие ошибок, мера обобщения
и освоения, степень уверенности специалиста, самостоятельность, наличие
творчества).


Профессиональная компетентность психолога — это определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результа­тивной сторон деятельности нормативным требованиям.

 

 

К числу основных показателей профессиональной компетентности могу быть отнесены следующие:
психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления;
знание требований, определяющих порядок организации и проведения пси­хологической работы в воинской части;
знание и соблюдение этических норм деятельности;
самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности (опора на собственный профессиональный опыт, наличие/отсутствие зат­руднений, ошибок и т. п.);
владение навыками эффективной профессиональной коммуникации;
умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служеб­ного времени;
• полнота отражения признаков профессиональной деятельности и др.
Показателями эффективности психологической работы могут выступать:
удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воин­ской части, обеспечивающими нормальное функционирование психики;
способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания;
учет информации психолога должностными лицами при принятии ими уп­равленческих решений и практической работе с людьми;
удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психологической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы;
объективность и точность психологической информации, своевременность и конкретность рекомендаций и предложений должностным лицам;
систематичность проведения и действенность мероприятий психологичес­кого обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности.
Ниже представлены показатели, лежащие в основе оценки профессиональной деятельности психолога по различным направлениям, которые позволяют выде­лить несколько критериев ее эффективности.
1. Психологическое обеспечение задач боевого дежурства, караульной службы.
Высокий уровень (3 балла) Средний уровень (2 балла) Низкий уровень (1 балл)
Обеспечена объективная Мероприятия, связанные Отсутствует система в пла-
диагностика психологической с психологической подготов- нировании и проведении
готовности военнослужащих кой в/с к выполнению задачи, мероприятий психологиче-
к выполнению учебно- не в полной мере обеспечи- ского обеспечения задач
боевых задач, исключены вают изучение и моделиро- караульной службы
случаи заступления в караул вание ее условий, носят (б/дежурства); допуск к несе-
(на дежурство) лиц с низким эпизодический характер; нию службы и комплектова-
уровнем НПУ; должностные при оценке морально- ние смен (б/расчета) произ-
лица владеют навыками и психологического состояния водятся без учета данных
методиками оценки функ- л/с используется ограничен- об оценке психологических
ционального состояния в/с ный круг методик, не всегда свойств и состояний в/с;



в процессе несения службы (выполнения задачи); воен­нослужащие обучены и вла­деют навыками психической саморегуляции; проводятся мероприятия по восстанов­лению психических и физи­ческих сил в/с после караула
учитываются социально-психологические факторы (взаимоотношения, совмес­тимость, конфликтность), влияющие на совместную деятельность; в/с и должно­стные лица слабо владеют навыками психической само­регуляции и дигностики пси­хических состояний
наблюдение за психологиче­скими состояниями в/с в процессе несения службы не ведется; должностные лица не обучены навыкам выявления и оценки негатив­ных псих, явлений, особен­ностей реакций и состояний в/с; у л/с отсутствуют навыки и умения психической само­регуляции
2. Психологическое обеспечение боевой подготовки военнослужащих.
Высокий уровень (3 балла)
Средний уровень (2 балла)
Низкий уровень (1 балл)


Мероприятия психологичес­кого обеспечения включены в методический замысел занятий по боевой подготов­ке; изучаются и прогнозиру­ются уровни психической напряженности л/с в ходе применения определенных методических приемов и средств; должностные лица и в/с обучены навыкам контроля и регуляции психи­ческих состояний;качество проводимых мероприятий обеспечивает высокую психологическую готовность и психическую устойчивость в/с
Мероприятия психологической подготовки носят эпизодиче­ский характер, действия дол­жностных лиц не согласованы; проводимые мероприятия не в полной мере обеспечивают формирование необходимых качеств в/с; отсутствует банк трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности; пред­ложения психолога по исполь­зованию приемов и средств психологической подготовки не всегда учитывают прогно­зируемый уровень психологи­ческой напряженности и объем необходимой психологической помощи
Мероприятия психологичес­кой подготовки не находят отражения в методических замыслах занятий по боевой подготовке, мероприятия по обучению должностных лиц и военнослужащих приемам психической саморегуляции, управлению психическими состояниями, выявлению признаков боевых психичес­ких травм и оказанию психо­логической помощи не про­водятся; психологическая готовность и психологичес­кая устойчивость л/с не обеспечивают эффективного выполнения учебно-боевых задач
3. Готовность и способность должностных лиц опираться в своей работе с лич­ным составом на положения психологической теории и результаты военно-пси­хологических исследований как показатель эффективности деятельности психо­лога.
Высокий уровень (3 балла)
Офицеры постоянно интере­суются вопросами психоло­гии, владеют навыками психологической диагностики личности в/с и коллектива. Практическую работу с воен­нослужащими проводят с опорой на собственные психологические знания, добиваясь высоких и устой­чивых результатов в работе с подчиненными
Средний уровень (2 балла)
Офицеры иногда интересу­ются вопросами психологии обучения и воспитания, знают отдельные теоретиче­ские положения психологии, методики, но не могут достаточно эффективно применить их на практике. Опора на психологическую науку носит ограниченный и эпизодический характер
Низкий уровень (1 балл)
У офицеров имеются лишь отрывочные сведения из психологической области знания, отсутствуют четкие представления о путях и способах их практического применения, в своей работе они не стремятся и не могут их применить




4. Качество профессионального психологического отбора и распределения во нослужащих^ Оно определяется степенью соответствия используемых ходе проведения отбора методик и процедур выявляемым психологическим особен
ностям личности кандидата, а также степенью взаимосоответствия тоебов конкретной воинской специальности и военнослужащего. В роли эмпирически* признаков данного взаимосоответствия выступают объективные показатели воен нослужащих в учебно-боевой и служебной деятельности, а также степень их удов­летворенности воинским коллективом и воинской специальностью.
При рассмотрении критериев эффективности психологической помощи, оказы­ваемой психологом военнослужащим и членам их семей, необходимо учитывать по меньшей мере, три аспекта:
существование так называемой психической нормы, характеризующей основ­ные тенденции половозрастного развития человека, его поведения в социуме, особенности и динамику психических процессов, состояний. Это совокупность потенциалов личности, позволяющих ей успешно регулировать свое поведение, осуществлять деятельность, другие социальные функции;
наличие и характер субъективно ощущаемых и переживаемых клиентом из­менений в результате психологического воздействия;
объективно регистрируемые и наблюдаемые изменения показателей функ­ционирования (поведения, деятельности) индивида в обществе, а также про­явлений его внутреннего мира.
Исходя из степени взаимосоответствия каждого из отмеченных выше аспектов, а также таких характеристик изменений, как быстрота их наступления, устойчи­вость после окончания воздействия и т. п., можно судить о степени эффективности психологической помощи (система критериев и показателей оценки психологи­ческой работы и профессиональной деятельности психолога представлены в при­ложениях 10, 11, 17).







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15